Перейти к основному содержанию

Александр Жук: В Беларуси 430 студентов на 10 тысяч населения

Александр Жук

Одним из необходимых условий инновационного развития Беларуси является наличие молодых энтузиастов, способных к разработке, адекватному восприятию, поддержанию, технологическому сопровождению и внедрению в практику инновационных идей и разработок. О том, как развивается вузовская наука, какие задачи и цели стоят перед студентами и молодыми учеными, рассказал первый заместитель министра образования Александр Жук.

- Действительно ли массовое высшее образование так необходимо в современном мире? Не теряем ли мы качество предоставления образовательных услуг?
- Анализ развития системы высшего образования показывает, что важнейшей особенностью функционирования национальной высшей школы в настоящее время является переход к массовому высшему образованию. Количество государственных высших учебных заведений за последние 15 лет увеличилось с 33 до 43, из них 31 - являются университетами, 7 - академиями, 3 - высшими колледжами, 2 - институтами. Данные вузы находятся в подчинении 11 различных министерств и ведомств. Численность студентов вузов в 2008/2009 учебном году составила 420 тыс. 690 человек (в 2007/2008 учебном году - 396 тыс. 910), или 430 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует показателям развитых европейских государств.

Хотелось бы отметить, что это не уклон, не специфическая особенность национальной высшей школы, а тенденция, характерная для мирового образовательного пространства. Современный уровень экономики, промышленности становится настолько наукоемким, что для обеспечения их дальнейшего развития требуются специалисты очень высокой квалификации.

Массовый характер высшего образования в Беларуси обуславливается также престижностью его получения и тем, что в стране, не имеющей значительных природных ресурсов, образование является одним из немногих стратегических ресурсов государства. При этом объемы и структура подготовки специалистов в государственных высших учебных заведениях формируются в соответствии с реально обоснованной перспективой развития отраслей экономики.

Дальнейшее развитие системы высшего образования будет направлено на повышение качества образования (и в этом плане очень многое сделано в последнее время), а также подготовку высококвалифицированных специалистов на основе новейших достижений науки и техники, которые смогут обеспечить решение социально-экономических задач страны. Достижение высокого качества подготовки специалистов в наших вузах возможно только на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности, тесного взаимодействия вузовской науки и производства. Научный потенциал наших университетов достаточно высок. При этом научными исследованиями занимаются не только преподаватели вузов, но и треть студентов.

- В связи с этим возникает вопрос - приобретает (или теряет) при активном развитии массового высшего образования наука? Престижно ли сейчас заниматься научной деятельностью в учебном заведении?
- Ученые вузов и студенческая молодежь активно участвуют в фундаментальных и прикладных исследованиях. В 2008 году ученые принимали участие в выполнении свыше 740 заданий государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований и более 100 заданий государственных научно-технических программ, при выполнении которых получен ряд важных результатов.

Одной из наиболее успешных разработок НИИ физико-химических проблем БГУ является созданная в рамках подпрограммы "Малотоннажная химия" государственной научно-технической программы "Химические технологии и производства" технология приготовления смесевого дизельного биотоплива. На основе этой технологии на ОАО "Гродно Азот" за 2008 год наработано и реализовано свыше 100 тыс.т смесевого дизельного биотоплива, что значительно превышает план выпуска продукции на год. Вложенные в разработку бюджетные средства полностью окупились уже в первый год освоения разработанной продукции. Кстати, НИИ физико-химических проблем признан победителем соревнования среди организаций науки и научного обслуживания страны за достижение наилучших результатов в выполнении основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития и занесен на Республиканскую доску Почета.

Специалисты БНТУ разработали уникальный ультразвуковой микропривод робота, работающий в условиях управляемого резонанса. Открываются широкие перспективы по созданию на его базе новых видов установок и оборудования для электроники, медицины, авиации, машиностроения. В частности, микророботов для внутрисосудистой хирургии, инспекционных самодвижущихся систем для исследования закрытых каналов в авиационной промышленности, газовых и нефтепроводах, приводных автоматических систем для контроля физико-механических свойств поверхностей в приборо- и машиностроении.

Полоцкий государственный университет и Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси предложили новую модель синтеза алмазоподобных инструментальных материалов из наночастиц. Полученные результаты позволяют перейти к разработке технологий синтеза материалов при снижении давления в 1,5-2 раза (до 2 ГПа). Цикл проведенных работ по новым процессам получения поликристаллических сверхтвердых материалов, производства и применения инструментов из них в 2008 году отмечен премией трех академий - Национальной академии наук Украины, Национальной академии наук Беларуси, Академии наук Молдовы.

- Как регулируется подготовка кадров в вузах?
- Мы постоянно анализируем итоги вступительной кампании и отмечаем некоторое перепроизводство специалистов юридического и экономического профилей. В то же время в результате изменений рынка труда в стране не хватает специалистов строительного, медицинского, энергетического профилей. Разработаны законодательные основы создания системы перспективного прогнозирования и планирования потребности в кадрах для каждой отрасли экономики и социальной сферы, причем как на уровне республиканских органов государственного управления, так и исполнительных органов.

Безусловно, осуществляя государственную политику в области образования, мы регулируем подготовку кадров и в количественном, и в качественном отношении. Так, в соответствии с заявленной потребностью отраслей экономики и социальной сферы в 2008 году Министерство образования увеличило прием в высшие учебные заведения на специальности "Вычислительная техника" (на 8%), "Энергетика" (9,3%), "Горнодобывающая промышленность" (12%), "Транспорт" (3,2%), по профилю "Архитектура и строительство" (7%). При этом был сокращен прием на педагогические специальности, по таким направлениям образования, как коммуникации, право, управление и экономика. Ежегодно оптимизируется не только объем, но и структура подготовки специалистов. Только в 2008 году в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Специальности и квалификации" было внесено 12 новых специальностей, включая ядерную энергетику, и 8 направлений специальностей. В то же время аннулированы две специальности и 10 направлений специальностей, не востребованных рынком труда.

Благодаря мерам, постоянно принимаемым по обновлению содержания высшего образования, повышению качества подготовки специалистов, особенно в получении практико-ориентированных знаний, мы получаем вполне конкурентоспособных специалистов на международном рынке образовательных услуг.

- На какой стадии находится подготовка вузов и ссузов к переходу на международную систему менеджмента качества серии ISO 9001:2001, которая должна быть внедрена к 2010 году?
- Нами разработана модель системы управления качеством образования в вузе. Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный технологический университет, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Белорусско-российский университет и другие вузы страны имеют конкретные наработки по внедрению международных стандартов.

Также разработаны методические рекомендации для руководства по развитию в вузах систем управления качеством образования (систем менеджмента качества), план мероприятий по развитию в вузах данных систем с учетом их соответствия требованиям государственных стандартов Республики Беларусь и международных стандартов. Сертификация образовательной и научной деятельности высших учебных заведений повысит престиж получения высшего образования в учреждениях образования страны и его конкурентоспособность на международном рынке образовательных услуг, создаст основу для определения рейтинга вузов страны.

- Планируют ли ученые вузов или ссузов принять участие в развитии и строительстве белорусской атомной электростанции? Проводят ли в связи с этим научные исследования, предлагают ли свои разработки?
- Белорусскую атомную электростанцию надо не только построить, но и подготовить специалистов для работы на будущем флагмане национальной энергетики. С этой целью утверждена Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики Беларуси на 2008-2010 годы. Работа по подготовке кадров с высшим и средним специальным образованием активно осуществляется уже с прошлого года.
На всех этапах жизненного цикла АЭС необходимо проведение научных исследований и мониторинга, основная цель которых заключается в разработке мероприятий, обеспечивающих все аспекты безопасной эксплуатации атомной станции. Конечно, предполагается активно задействовать для этих целей научный потенциал БГУ, БНТУ, БГУИР, БГТУ, МГЭУ им.А.Д.Сахарова.

Нет сомнения, что эффективность такой работы может быть существенно улучшена при условии использования уже имеющихся вузовских научных разработок. Так, вопросы информационной безопасности АЭС нашли свое отражение в разработках БГУ. Это политика информационной безопасности, требования по обеспечению защиты информационных ресурсов, концепция обработки, хранения и передачи информации, связанной с деятельностью АЭС, система электронного документооборота, обеспечивающая конфиденциальность информации и защиту от несанкционированного доступа, система контроля действий персонала.

Кроме того, вузы проводят научные исследования в области создания автоматизированных систем радиационного контроля. Например, НИИ ПФП им.А.Н.Севченко БГУ совместно с УП "АТОМТЕХ" разработаны, созданы, сертифицированы Госстандартом и введены в производство 4 автоматизированные территориальные системы радиационно-метеорологического контроля АСРК в зонах влияния АЭС соседних государств с развитой открытой архитектурой построения. Эти системы объединены в общую систему национального радиационного контроля.

Использование разработанного в республике широкого спектра оборудования на уровне лучших мировых образцов позволит создать комплексную интегрированную систему радиационно-экологического мониторинга региона АЭС и всей территории страны для обеспечения национальной безопасности.

- Современные научные исследования - это работы с использованием большого количества дорогого и зачастую уникального оборудования. Какова текущая ситуация с лабораторным оборудованием в ведущих университетах. Будут ли в ближайшем будущем реализованы какие-либо новые инициативы по системному улучшению и обновлению материальной базы университетских исследовательских лабораторий?
- Проблема обновления учебной и научной базы вузов стоит перед нами довольно остро. Думаю, все хорошо знают, сколько стоят современные приборы и во что обходится сегодня оснащение современных учебных и научных лабораторий. Министерство образования по поручению правительства подготовило программу развития высшего образования, в которой этим вопросам уделяется первостепенное значение. В 2008 году за счет средств республиканского бюджета для вузов было приобретено уникальное научное оборудование на сумму более Br4 млрд.
Работа по укреплению и развитию материально-технической базы науки едет по нескольким основным направлениям. Одно из них - создание центров коллективного пользования в вузах и научных организациях. Именно здесь будет концентрироваться уникальная и дорогостоящая научная аппаратура, вычислительная техника и другое оборудование общего пользования.

Уже открыты десять таких центров. Это, в частности, центр коллективного пользования нанотехнологий и физической электроники в БГУ, кафедра строительных конструкций в Брестском государственном техническом университете, межвузовский центр обслуживания научных исследований НИЧ в БГУ, центр коллективного пользования "Наноэлектроники и новых материалов" в БГУИР, центр коллективного пользования по экологическому мониторингу и исследованию состава и свойства вещества в Гомельском государственном университете имени Ф.Скорины.

Помимо этого, развивается межвузовская и межведомственная кооперация и специализация с целью централизованного обслуживания научных исследований и формирования единой региональной научно-производственной инфраструктуры. Приоритет имеет развитие в составе вузовского сектора науки производственной и конструкторской базы, призванной ускорить реализацию результатов фундаментальных и прикладных исследований, создание в условиях вуза новых видов конкурентоспособной техники, технологий и материалов.
В вузах продолжаются работы по модернизации и расширению функциональных возможностей имеющегося научного оборудования и приборов. Ведется укомплектование экспериментальных установок автоматическими и компьютерными системами регистрации и обработки данных, позволяющими проводить статистический анализ, автоматическое проектирование и моделирование исследовательских процессов, выполнять многопараметрический анализ больших массивов данных и их интеграцию.

Надежды мы также возлагаем на помощь реального сектора экономики, для которого вузы готовят кадры. Это и создаваемые на производстве филиалы кафедр, и базы практик на передовых предприятиях, оснащенных новейшим оборудованием, и центры коллективного пользования, а в перспективе - учебно-научно-производственные объединения как высшая форма реальной интеграции образования, науки и производства.

- Как развивается международное сотрудничество университетских исследователей из отечественных вузов? Существуют ли организационные проблемы университетских обменов по совместным международным программам исследований?
- Один из приоритетов научной деятельности вузов - международные контакты и исследовательские проекты, выполняемые в сотрудничестве с зарубежными партнерами, а также экспорт научно-технических разработок. Университеты поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 58 стран мира в рамках более 600 договоров. Наиболее крупным научным партнером вузов является Россия.

Совместно с зарубежными партнерами ученые вузов активно участвуют в выполнении свыше 120 проектов международных программ, фондов и грантов (ИНТАС, МНТЦ, программы Союзного государства, ЦЕРН, НАТО, 7-я рамочная программа научно-технологического развития ЕС), что позволяет привлекать валютные средства в республику. Расширение международного научно-технического сотрудничества вузов подтверждается нарастающим количеством заключенных и выполненных контрактов на поставку научной продукции за рубеж. В 2008 году внешнеэкономическую деятельность выполняли 10 университетов и Технопарк БНТУ "Метолит" в рамках 255 контрактов и договоров (в 2007 году - 229). Общий объем финансирования контрактов на выполнение указанных работ в 2008 году составил около $16,5 млн., а объем поступлений - свыше $3,7 млн. (в 2007 году - около $3,5 млн.).

Научно-техническая продукция экспортируется в 36 стран ближнего и дальнего зарубежья (в 2007 году - 30). Наиболее крупными деловыми партнерами вузов являются Россия (поставлено продукции на $1,7 млн.), Казахстан ($370 тыс.), Латвия ($340 тыс.), а также Германия, Китай, Израиль, Швейцария, Республика Корея, Франция и другие. Наибольшим спросом пользуются научные разработки вузов в области нанотехнологий и новых материалов, радиоэлектроники, информационных технологий, телекоммуникаций, лазерных технологий, энерго- и ресурсосбережения, медицины и здравоохранения, строительства, легкой промышленности. Наиболее активно в этом направлении ведут работу БГУИР, БГУ, БНТУ (в том числе "Метолит"), БРУ, БелГУТ, БГТУ, ВГТУ, ГГУ, ГГТУ. Например, учреждения, подразделения и предприятия БГУ успешно выполняли 92 контракта с исследовательскими центрами, институтами, фирмами и компаниями 26 стран и реализовали в 2008 году на внешних рынках наукоемкой продукции на $1,7 млн. БГУИР в течение 2008 года заключил новые контракты с Венесуэлой, Индией, Китаем, Кореей, Россией, Словакией и другими странами на сумму около $10,7 млн.

Для увеличения экспорта создана и ежегодно представляется коллективная экспозиция научно-технических разработок и инновационной продукции Министерства образования. В 2008 году экспозиция демонстрировалась более чем на 30 выставках и ярмарках в Беларуси и за рубежом.

- Какие механизмы вовлечения учащихся и студентов в научные исследования наиболее эффективны, и каковы перспективы роста молодых исследователей? Можно ли утверждать, что на сегодняшний день в стране имеет место "движение молодых ученых"?
- Определяя роль и место национальной системы образования в достижении целей развития отечественной науки, следует подчеркнуть, что научная деятельность организаций и учреждений образования является одной из ключевых составляющих научно-инновационной системы страны.

Опыт работы ведущих вузов страны и международная практика показывают, что наиболее эффективной организационной структурой высшего образования во всем мире становится университет как учебно-научно-инновационный комплекс, сочетающий образование, фундаментальную и прикладную науку с высокотехнологичными инновационными структурами. И сегодня мы можем с удовлетворением констатировать, что система высшего образования нашей страны - это в основном система университетского типа. Подчеркну, что развитие отечественной науки невозможно без активного участия студентов в научных исследованиях. Молодые специалисты и научные кадры - это создатели новых знаний, открытий и изобретений, генераторы идей, подготовка которых начинается еще со студенческой скамьи - участия в научно-исследовательской деятельности.

Сегодня более 50 тыс. студентов белорусских вузов активно участвует в научных исследованиях. Это практически неистощимый источник кадров для исследовательских и конструкторских организаций и предприятий республики. Поэтому важную задачу Министерство образования видит в формировании инновационной активности студентов и навыков их работы в творческих научных коллективах и лабораториях, а также оказании помощи наиболее одаренной молодежи в творческом росте и карьерном продвижении.
Ежегодно около 800 разработок университетов, выполненных в том числе при участии студентов и аспирантов, находит применение в производстве, около тысячи - в учебном процессе. В последние годы наметился стабильный рост количества подаваемых вузами заявок и получаемых патентов на изобретения, число которых достигло более 300 в год. Их доля составляет примерно 20-25% от доли национальных заявителей. Университеты владеют около 18% действующих патентов на изобретения в Беларуси. Это является самым высоким показателем среди республиканских органов государственного управления и организаций.

О перспективах научного роста можно сказать следующее. Сейчас целенаправленно проводится работа по оптимизации кадрового состава из числа профессорско-преподавательских работников и научных сотрудников научных подразделений. Проведенный мониторинг закрепления молодых ученых в организациях Беларуси, осуществляющих научную деятельность, показал, что сегодня в составе вузов и их научных подразделений работает свыше 4100 молодых ученых. Практически все выпускники аспирантуры и магистратуры - лауреаты и стипендиаты специальных фондов Президента Беларуси - распределяются в вузы.

Стимулирование научного роста молодых ученых подкрепляется финансовой поддержкой проводимых исследований. Ежегодно проводятся конкурс на назначение президентских стипендий для аспирантов, конкурс грантов для целевого финансирования научно-исследовательских проектов, выполняемых докторантами, аспирантами и студентами. Так, в 2008 году только для проведения научных исследований молодым ученым - студентам, аспирантам и докторантам - выделено свыше Br550 млн. для выполнения более чем 80 научно-исследовательских проектов.

Могу также отметить, что разработанный Министерством образования "Задачник от промышленности" - это также возможность для молодых ученых решать конкретные задачи для реального сектора экономики. Сегодня на межвузовском портале www.icm.by и электронной площадке по продвижению инновационной продукции и услуг www.imu.metolit.by, которые поддерживаются в рабочем режиме Межвузовским центром маркетинга, размещено свыше 470 технологических запросов более чем 50 предприятий страны. По 17 направлениям уже заключены договоры на выполнение научно-исследовательских работ.

Предлагаемые предприятиями технологические задачи должны стать основой исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов. Примером могут служить выполняемые работы по договору о совершенствовании и внедрении технологий упрочнения и модифицирования инструмента для повышения его работоспособности между Белорусским государственным университетом транспорта и Гомельским заводом специнструмента и технологической оснастки, входящего в состав ПО "Гомсельмаш". Аспирантом Дмитрием Близнецом выполняется работа по совершенствованию технологии термообработки крупноразмерного инструмента. Студентами и магистрантами БГУИР разработаны программные средства для электронной промышленности, биометрических систем контроля, аппаратурные решения на основе новых принципов построения радиоэлектронной аппаратуры. В БГУ силами студентов и их руководителями был разработан ряд препаратов лекарственного и ветеринарного назначения. Так, запатентованный цитостатический препарат "Цисплацел" предназначен для локальной химиотерапии злокачественных новообразований головного мозга, головы и шеи путем имплантации в ложе удаленной опухоли. Представлены новые материалы и устройства для строительной отрасли, транспорта, обеспечивающие ресурсо- и энергосбережение, сокращение стоимости проводимых работ в данной области.

- Ожидает ли система образования каких-либо изменений в научно-технической политике в текущем году и до конца текущей пятилетки? Если да, то с чем связаны ожидания?
- Органы государственного управления проводят большую работу по совершенствованию организации научной деятельности. Приоритетными направлениями государственной научно-технической политики национальной системы образования являются обеспечение эффективного взаимодействия научных организаций, учреждений образования и предприятий реального сектора экономики, а также создание стимулов и механизмов мотивации научной деятельности.

Сегодня наука, в том числе вузовская, должна уметь зарабатывать. Необходимо повысить мотивацию труда за научные разработки, создать такие же благоприятные условия для работников научного труда, как и для тех, кто вовлечен в творческую деятельность. Конечно, здесь необходимо на законодательном уровне реально обеспечить право интеллектуальной собственности научных работников и распоряжения ими результатами своей научной деятельности.

В науку должен войти малый и средний бизнес. Научные разработки должны стать привлекательными для инновационных предприятий, специализирующихся на создании и продвижении новой продукции, товаров и услуг.

belta.by