Перейти к основному содержанию

Бизнес-тренинги – тернистый путь к успеху

Когда стали проводиться первые бизнес-тренинги? Рынок тренинговых услуг в России и Белоруссии. Виды тренингов. Эффективны ли для России и Беларуси западные методики проведения тренингов? Корпоративные и индивидуальные тренинги.

Бизнес-тренинги – тернистый путь к успеху

Тренинги в последнее время становятся все более популярными и даже в чем-то модными мероприятиями среди руководителей крупного, среднего и мелкого бизнеса. Однако мало кто помнит, что первые бизнес тренинги стали проводиться еще в середине 50-х годов XX века в США. Уже тогда ученые-психологи в полной мере осознали их роль в повышении экономической эффективности бизнеса. Примерно в середине 90-х, когда на рынке стала формироваться жесткая конкуренция, у покупателей появился богатый выбор, а их требовательность значительно возросла, методы активных продаж стали получать распространение и на постсоветском пространстве.

По традиции, наиболее востребованными на сегодня в нашей стране являются тренинги по продажам. Они бывают как открытыми, так и корпоративными. В первом случае организаторы мероприятия приглашают принять в нем участие все заинтересованные компании. Главный недостаток таких тренингов – то, что каждая компания, как правило, присылает на них лишь 1-2 своих менеджеров, которые, в свою очередь, вряд ли сумеют передать полученные знания и освоенные приемы остальным коллегам. Корпоративные тренинги предполагают проведения занятий непосредственно с коллективом целой компании, что намного эффективнее, но и дороже.

Однако, тренинги продаж, хоть и остаются самими востребованными, но в последние годы существенно потеснены на рынке подобных услуг другими видами корпоративного обучения. Тренинги командообразования (или тим билдинг) обучают сотрудников различных компаний строить отношения внутри коллектива и превращать его в сплоченную команду, эффективно работающую на достижение общей цели. Тренинги по эффективному управлению рабочим временем (тайм менеджмент) помогают работникам эффективно планировать свои дела и получать от каждой минуты максимум отдачи. Как правило, они проводятся на корпоративной основе.

Для руководителей существуют особые программы. Любая тренинговая компания имеет в качестве готового пердложения стандартный набор курсов по оптимизации менеджмента (управления персоналом) и формированию лидерских качеств. Как правило, такие тренинги проводятся на индивидуальной основе, хотя специалисты отмечают и целый ряд эффективных групповых программ, когда руководители нескольких фирм увлеченно постигают азы управления коллективом, помогая, друг другу.

Однако не всякий тренинг будет эффективным в отечественных условиях. Сегодня, когда практически каждая консалтинговая компания предлагает подобные услуги, крайне важно не ошибиться с выбором учебной программы. К сожалению, на рынке тренинговых услуг сегодня предлагается довольно много американских и европейских программ, хорошо переведенных на русский язык, но, к сожалению, совершенно не адаптированных к российскому менталитету. Эффективность подобных бизнес-курсов в нашей стране следует подвергать большому сомнению. В то же время, существуют отличные разработки отечественных ученых-психологов, которые не только позаимствовали весь лучший опыт Запада, но и добавили в процесс бизнес-обучения много собственных научных находок.