Перейти к основному содержанию

Настало время раскрыть глаза на ЦТ

Скандал, связанный со вступительной компанией в вузы 2008 года, развернулся вокруг «Народной газеты»: два специалиста Белорусского государственного педагогического университета имени А.М. Танка заявили о коррупции и беспорядке в процессе проведения централизованного тестирования в Беларуси. Профессор БГПУ им. М. Танка Аркадий Черняк и доцент этого же университета Игорь Кирюшин в открытом письме редакции «Народной газеты» усомнились как в честности Республиканского института контроля знаний (РИКЗ), так и в необходимости проведения ЦТ в целом.

«НГ» приводит аргументы обеих сторон, в один угол вымышленного ринга поставив обвинителей в лице А. Черняка и И.Кирюшина, а в другой – самое компетентное в данном вопросе лицо в Беларуси, борца-тяжеловеса по уровню своей компетентности – директора РИКЗ Николая Феськова.

Первый раунд

«Казалось, с введением централизованного тестирования общество целиком и бесповоротно поверило в безусловное равноправие всех поступающих в вузы. Но коррупционный скандал 2004 года, связанный с Республиканским институтом контроля знаний, противоречивые и спорные результаты ЦТ последних лет, породившие многочисленные претензии к качеству тестовых заданий, а также негативный опыт вступительной кампании этого года заставляют задаться вопросом: а способно ли сегодня ЦТ успешно решать проблему формирования студенческого корпуса страны?

В последнее время наблюдается слишком много совпадений с тем, что творилось на вступительных экзаменах в прошлые годы. Так, в этом году в конце июня “Комсомольская правда” сообщала, что варианты ЦТ по математике были предоставлены газете одним из читателей за день до тестирования. Некоторые граждане Беларуси, вышедшие на сайт газеты, подтвердили, что у них также были варианты. Вразумительной реакции со стороны администрации РИКЗ не последовало», - утверждают в письме профессор и доцент.

«На что предлагают “вразумительно реагировать” авторы письма? Может, на громкое словосочетание “коррупционный скандал”, которое авторы датировали 2004 годом и связали с РИКЗ? К счастью, мы о нем услышали впервые от А.А.Черняка и И.В.Кирюшина. Или нужно реагировать на притянутые за уши “противоречивые и спорные результаты ЦТ последних лет, породившие многочисленные претензии к качеству тестовых заданий?»

Уважаемые оппоненты, давайте считать достойными дискуссии сведения, соответствующие действительности, — с указанием места, времени и источника заимствования, подтвержденные документально. В качестве аргумента А.А.Черняк и И.В.Кирюшин вспоминают задания по математике, опубликованные в упоминаемой газете 25 июня (ЦТ проходило 19 июня), то есть на шестой день после централизованного тестирования. Несмотря на отсутствие фактов “утечки”, в РИКЗ был проведен сравнительный анализ задач тестовых вариантов, представленных на централизованном тестировании 2008 года, и задач, опубликованных в газете 25 июня 2008 года. Проведенный анализ совпадений не выявил.

Кстати, в такой же степени “похожими” на тестовые задания 2008 года располагал каждый участник третьего этапа репетиционного тестирования, так как задания для репетиционного тестирования составляются по спецификации текущего года. Оппоненты имеют возможность окончательно убедиться в отсутствии какой-либо “утечки”, сравнив содержание заданий, опубликованных в газете, с заданиями, использованными на ЦТ (см. сборник “Централизованное тестирование. Математика: сборник тестов. — Минск, Аверсэв, 2008”).

Обращаем также внимание авторов, которые утверждают-домысливают о “коррупционном скандале”, “утечке”, “противоречивых и спорных результатах ЦТ”, на то, что ежегодно указом Президента создается государственная комиссия по контролю за ходом проведения вступительных испытаний в высших и средних специальных учебных заведениях. В состав этой комиссии входят представители Администрации Президента, руководители различных министерств и ведомств, в том числе Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля. Комиссия осуществляет полный контроль деятельности РИКЗ и всех учреждений, задействованных во вступительной кампании», - отвечает на обвинения Н.Феськов.

Раунд второй

«В народе известны репетиторы, которые обеспечивают 96—100-процентные результаты на ЦТ. При этом “занятия” они проводят одновременно с четырьмя и более учениками совершенно разной начальной подготовки. Профессионалы знают, что такое халтурное обучение несовместимо с высокими результатами на вступительных испытаниях любого уровня и тем более на ЦТ.

По меньшей мере недоумение вызывают и результаты последнего ЦТ по математике, когда, с одной стороны, более 50 процентов тестируемых ухитрились набрать менее 20 баллов, а с другой стороны, небывало высокое число — 55 человек (в прошлые годы это были единичные случаи) — получили стопроцентный результат. Как говорят статистики, “не коррелируются эти результаты друг с другом”. Что это: непрофессионализм составителей тестов или злоупотребление тех, кто имеет к ним доступ?

А если отследить школьную предысторию успеваемости всех 100-балльных вундеркиндов ЦТ и затем проанализировать их дальнейшую результативность по усвоению вузовской программы? Уверены, общество получило бы очень интересную информацию для размышления», - пишут специалисты из БГПУ им. А.М. Танка.

«Заметим, что А.А.Черняк и И.В.Кирюшин высказывают сомнение в профессионализме (и не только!) более 100 кандидатов и докторов наук, 70 учителей и методистов высшей категории, которые являются авторами тестовых материалов или же проводят их экспертизу. Кроме того, под сомнение авторов письма поставлены и успехи самих ребят, получивших высший балл на ЦТ. Чтобы развеять эти необоснованные сомнения, информируем их о “школьной предыстории успеваемости всех 100-балльных вундеркиндов".

В централизованном тестировании 2008 года по математике 100-балльные результаты получили 55 человек. Шесть человек имеют высшее образование, один — гражданин Российской Федерации, 48 абитуриентов (30 человек из них — выпускники лицеев и гимназий) распределились следующим образом: из г.Минска — 26 человек, из Витебской области — 8, Брестской — 6, Минской — 4, Гомельской — 2, Гродненской — 1, Могилевской — 1.

Маловероятно, что юные жители разных городов и деревень брали уроки у одного “известного в народе” репетитора. Зато многие из 100-балльных абитуриентов — участники олимпиадного движения по математике на уровне районов, областей и республики, участники научно-практических конференций, медалисты. В аттестате за курс средней школы из 48 абитуриентов 34 имеют по математике 10 баллов, 14 — 9 баллов.

В настоящее время эти абитуриенты обучаются не только в вузах Республики Беларусь, но и за ее пределами, например в Московском и Санкт-Петербургском государственных университетах. Как видим, “100-балльные вундеркинды” — это целеустремленные, высокомотивированные абитуриенты, добившиеся значительных результатов за курс средней школы и показавшие высокие результаты на централизованном тестировании. О том, как они усваивают программу вузов, говорить можно будет после сдачи ими первой сессии.

Раунд третий

«О качестве нынешнего ЦТ говорит и вынужденное решение Министерства образования летом, в самый разгар вступительной кампании, изменить “правила игры во время самой игры” — опустить заранее объявленный проходной порог для получения сертификатов по математике и физике с 20 баллов до 8. Еще раз подчеркнем вынужденность этой меры, иначе наши вузы остались бы без студентов. Однако привело это к тому, что студентами некоторых вузов стали абитуриенты, набравшие 8 баллов по математике или физике!

Исходя из уровня заданий нынешнего года, можно уверенно констатировать, что набрать 8 баллов обязан был каждый, кто проучился в школе пять лет. Кроме того, эти 8 баллов можно было набрать элементарным угадыванием ответов. В связи с этим возникает риторический вопрос: зачем учиться математике все 11 лет, если для поступления в вуз достаточно решить пару-тройку “задач” (или просто угадать их ответы) в рамках требований 5 начальных классов.

Необходимо срочно переломить эту ситуацию, полностью исключив возможность получать входной билет в вуз посредством угадывания ответов на ЦТ», - уверены авторы письма в «НГ».

«Абитуриенты с низкими баллами становятся студентами не потому, что существует институт централизованного тестирования, а потому, что существует большой набор на платную форму обучения.

Для справки: из более 176 тысяч абитуриентов 2008 года 80 тысяч — выпускники средних школ. А в вузы и ссузы на все формы обучения поступило около 85 тысяч человек: зачислен контингент, превышающий общее количество выпускников — абитуриентов текущего года.
Абитуриенты, зачисленные на бюджетные места вузов (примерно 17% от общего числа участников тестирования), имеют достаточно высокий средний балл. По математике для этой группы абитуриентов средний балл был равен 70, по физике — 65, по белорусскому языку — 77. Так что возражу: в государственные высшие учебные заведения на бюджетные места зачислены абитуриенты с высоким уровнем подготовки».

Нокаут

«Фундамент ЦТ составляют эксперты, отвечающие не только за качество тестовых заданий, но и за их конфиденциальность. Именно от их кристальной честности зависит чистота проводимых испытаний. На данный же момент процедура формирования команд экспертов всецело отдана на откуп администрации РИКЗ, и тайной за семью печатями остаются правила их формирования (а есть ли эти правила вообще?).

Эти правила должны быть прописаны в соответствующих нормативных документах, доступны общественности, а подбор экспертов должен осуществляться на конкурсной основе. Кроме того, необходимо обязать РИКЗ проводить регулярно ротацию экспертов один раз в три года. Именно с такой частотой в прошлые годы обновлялись приемные комиссии вузов. И что особенно важно: не на словах, а на деле предоставить гарантии того, что эксперты РИКЗ не занимаются репетиторством ни в какой его форме (опыт работы прежних приемных комиссий показывает, что обязательные расписки членов комиссий “не заниматься репетиторством” ни к чему их не обязывали).

Отсутствует также объективная и независимая экспертиза вариантов заданий. Конечно же не следует открывать доступ к вариантам предстоящего тестирования — достаточно провести независимую(!) экспертизу уже прошедших испытаний, чтобы выявить и преодолеть качественные недочеты в будущем. При этом результаты экспертизы должны быть открытыми», - пишут А. Черняк и И.Кирюшин.

«Институт экспертизы существует в РИКЗ с момента создания национальных тестов. При формировании команды экспертов и авторов тестовых материалов учитывается одно простое и незыблемое правило: это должен быть специалист высокого класса, порядочный, добросовестный, трудолюбивый и ответственный человек.

Что касается ротации экспертов и авторов тестовых материалов, о которой упоминают авторы письма, то и у администрации института нет сомнений в ее необходимости. Данное предложение давно реализовано. Команды экспертов и авторов регулярно обновляются, причем отбор ведется по результатам их практической работы. Экспертные и авторские коллективы в целях защиты от внешнего давления не могут формироваться на основании открытого конкурса. Вместе с тем их состав известен уполномоченным лицам государственной комиссии.

Что касается независимой экспертизы, то она уже давно существует. Независимая экспертиза организуется ежегодно государственной комиссией и Министерством образования. И об этом авторы письма не могут не знать, так как в 2008 году председателем независимой экспертной комиссии по математике при Министерстве образования Республики Беларусь была их коллега по кафедре. Все заинтересованные в получении объективных данных о ЦТ благодаря современным технологиям получают доступ к экзаменационным материалам своевременно: тестовые задания текущего года изданы в сборниках еще до окончания приема в высшие и средние специальные учебные заведения.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что централизованное тестирование находится в состоянии непрерывного совершенствования с учетом национального и мирового опыта. Задачи на ближайшую перспективу определены в поручениях Президента Республики Беларусь, данных по результатам работы государственной комиссии исходя из реальной ситуации в сфере образования. Но уже сегодня государственная комиссия констатировала, что благодаря применению централизованного тестирования существенно оздоровилась вступительная кампания в вузы и ссузы: увеличился процент студентов-сельчан на дневной форме обучения (с 13% в 2004 году до 20% в 2008-м), оказались невозможными попытки коррупции. И еще. Неосведомленность в тестовых технологиях, голословность утверждений и категоричность авторов письма вызывает глубокое сожаление», - говорит директор РИКЗа.

Все цитаты – «Народная газета»

Бабло побеждает зло. Ребятам

Аватар пользователя Крептоман

Бабло побеждает зло. Ребятам просто не достались места под солнцем. Smiling

К черту ЦТ! Нормальным

Аватар пользователя Tarya Wolff

Barf! К черту ЦТ! Нормальным экзаменам-дорогу!!!!

Не согласна! Сдавала ЦТ и

Аватар пользователя Koshka

Не согласна! Сдавала ЦТ и как представлю, что могла бы париться с древними экзаменами - мороз по коже!. а так выучил, сдал, подал документы, поступил и забыл.

Сдавал русский язык в БГУ,

Аватар пользователя Имя или псевдоним

Сдавал русский язык в БГУ, во время ЦТ вышел в туалет и благополучно "слил" с интернета (на телефоне) всю часть B.
Сегодня сдавал Историю Белорусии (< я правильно написал), на удивление, история повторилась. И не помогли им металлодетекторы, 6 человек комиссии, "эскорт" до туалета.

Вывод: кто захочет - спишет.

Да, при желании списать

Аватар пользователя Зорка

Да, при желании списать можно было. Только - зачем?
Ну, и какой у вас результат, "списавший в туалете"?

дай сылку плиз откуда сливал

Аватар пользователя Гость(я)

дай сылку плиз откуда сливал ПЛИЗ ТО Я ПРОЛЕТЕЛ КАНКРЕТНО В СЛЕДУЕЩЕМ ПАПРОБУЮ ГоДУ

Что значит "повторилась"?

Аватар пользователя Марио

Что значит "повторилась"? Идентична с заданиями прошлого года? И где у нас в нете можно слить ЦТ - слейте нам!Smiling

А я то думала: ЦТ штука

Аватар пользователя АбитуриентКа

А я то думала: ЦТ штука более или менее чесная, в отличие от экзаменов... Jawdropping! А тут вон!! Shocked Почему кто-то знает, откуда качать, а кто-то - нет? Я тоже бы так хотела!!! Sad Sad Sad

Да враки это! Понтовщик!

Аватар пользователя Зорка

Да враки это! Понтовщик! Такие у нас "историки" типО

Полностью согласна!!! Ну

Аватар пользователя Гость(я)

Полностью согласна!!! Ну ладно, с историей еще можно поверить, а вот с русским... Evil Evil Evil

да ладно... многие люди идут

Аватар пользователя Королева Ночи

да ладно... многие люди идут на такие ухищрения, какие и не снились многим... начиная от мобильников на ЦТ и заканчивая микронаушниками.... так что не только деньги, но и смекалка по списыванию многим позволяет закрыть доступ честно написавшим ЦТ в вузы.... увы....

а вы-то сами смогли бы так

Аватар пользователя Рената )))

а вы-то сами смогли бы так рискнуть..??
удача и смелость тоже много стоят. и я хоть честно-добросовестно сдавала-поступала, но ни капли не осуждаю тех, кто рискнул и списал.
Молодцы, ребята. Smiling
Ведь даже при обычных экзаменах можно было списать. Eye-wink

Вот чёрт! Мне так нравилась

Аватар пользователя Гость(я)

Вот чёрт! Мне так нравилась мысль, что списать никто не может и все поставлены в одинаковые условия и всё зависит от знаний. Ненавижу хитрожопых людей! Из принципа не списываю!

Древние экзамены были во

Аватар пользователя Гость(я)

Древние экзамены были во много раз эффективнее нынешнего ЦТ там списать не возможно , но конкретный минус был в коррупции .... которой и сейчас в приёмных комиссиях не мало.....у нас в городе мне рассказывали как выходил дяденька или тётенька и предлагали за успешную сдачу всех ЦТ необходимых для поступления в тот или иной ВУЗ отдать 1000у.е. с человека....и пока в руководящей системе не возьмутся за эту проблему нормального честного поступления у нас в стране не будет!