Перейти к основному содержанию

В данной статье мы исследуем перестройку преподавания экономики в Московском государственном университете (МГУ) начиная с 1989 г. Мы дополняем существующие исследования, выясняя, в какой степени реформы, предпринятые в Московском государственном университете, отразились на изменениях, происходящих в Белорусском государственном университете (БГУ) в Минске и Киевском государственном университете (КГУ). Мы также рассматриваем, используя свое положение «инсайдеров», ряд вопросов, связанных с перестройкой учебных планов, которые не могли бы возникнуть при простом ознакомлении с официально опубликованными примерными учебными планами. В частности, это такие вопросы, как подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава, работающего на экономических факультетах этих университетов, использование переводных западных учебников наряду с учебниками, написанными местными авторами, а также проблемы, возникающие на факультетах, где часть преподавателей обучает студентов экономической теории западного образца, а остальные продолжают преподавать политическую экономию советского образца.

Россия, Беларусь и Украина были в некотором смысле образцами экономики и системы образования советского типа. Сегодня эти три страны по-прежнему сохраняют тесные связи и сталкиваются при реформировании экономики и сферы образования со множеством общих проблем. По темпу реформ они значительно отстали от таких стран с переходной экономикой, как Польша, Венгрия и страны Балтии, однако сложившаяся в них ситуация и проводимая политика тоже были радикально иными.

Каждый из трех рассматриваемых нами университетов является ведущим в своей стране. В советское время МГУ считался флагманом высшего образования в странах советского блока и продолжает служить эталоном для многих высших учебных заведений бывшего Советского Союза. В России преподавание экономики в высших учебных заведениях должно осуществляться в соответствии со стандартом, принятым 28 марта 1994 г. Государственным комитетом по высшему образованию. Тем не менее с 1994 г. МГУ предпринял много существенных преобразований, послуживших примером для других университетов России и стран бывшего Советского Союза. Ярким примером влияния Московского государственного университета является БГУ. В отличие от России, Министерство образования Республики Беларусь еще не разработало стандартов для преподавания экономической теории и других учебных дисциплин*. Вместо этого в начале 1990-х гг. министерство проранжировало все факультеты университетов, готовящих студентов тех или иных специальностей. Учебный план самого высокого по рангу факультета был одобрен министерством и стал обязательным для всех остальных факультетов, осуществляющих подготовку по данной специальности в других государственных высших учебных заведениях. Первое место в рейтинге в области экономической теории получил экономический факультет БГУ, однако в сборнике учебных программ по специальности «Экономическая теория», изданном в 1998 г., было указано, что учебные планы БГУ соответствуют российскому образовательному стандарту, применяемому в МГУ.

Кроме того, начиная с 1989 г. МГУ демонстрировал лидерство в пересмотре программ высшего экономического образования путем проведения международных конференций по данной тематике**. Однако в настоящее время в бывшем Советском Союзе произошла значительная децентрализация политических систем и систем образования, и поэтому вызывает интерес сопоставление ныне существующих программ по экономической теории в этих ведущих университетах. По мере того как экономическая трансформация в этих странах превращается в редкий по масштабам естественный эксперимент в области институционального устройства, системы стимулов и экономической политики, преподавание экономической теории в бывшем Советском Союзе тоже претерпевает собственную трансформацию. Происходящие изменения дают возможность изучения институциональных структур и реформ, а также позволяют лучше разобраться в представлениях об экономической теории в академических и политических кругах этих стран.

* В настоящее время такие стандарты уже разработаны. – Прим. ред.
** О некоторых из этих конференций говорится в ранее опубликованных статьях М. Уотса по проблемам учебных планов МГУ. М. Уотс был участником конференций МГУ в 1992 и 1994 гг.