Перейти к основному содержанию

Двигатель интернет-прогресса

Компания MasterCard начала активное продвижение в Беларуси системы интернет коммерции SecureCode. По информации Универа, уже проведены переговоры с рядом крупных белорусских банков. Банкирам очень понравилась система SecureCode, но они пока не видят коммерческой выгоды от ее внедрения. Кроме того, аналогичный конкурирующий продукт начала продвигать в Беларуси и VISA. По мнению экспертов, все это создает предпосылки того, что если не сегодня, то в ближайшие годы в Беларуси получит развитие электронная коммерция по западному образцу.

Во всех существующих в Беларуси системах интернет-торговли невозможно гарантировать электронную идентификацию торговца и покупателя. На Западе доказательная идентификация участников сделки в Интернете поднята на уровень обязательного стандарта. Классическое решение основано на введении в цепочку интернет-взаимодействия «продавец–покупатель» посредников по аутентификации в виде независимого сетевого сервиса международной платежной системы и местного банка. Банк, обслуживающий продавца, проверяет достоверность сделки со стороны покупателя по одному из внедренных алгоритмов, самый простой из которых подобен системе PIN-кодов в банкоматах.

После идентификации плательщика банк передает свое подтверждение интернет-магазину, который принимает решение о взаимодействии с виртуальным покупателем. На этой основе работает и наиболее известная система SecureCode. Однако некоторые специалисты белорусских банков говорят о том, что наш рынок еще не готов к внедрению подобных систем. Как заявили представители банков «Минск-Москва» и ОАО «Приорбанк», сама технология SecureCode весьма неплоха, но перспективы ее внедрения в Беларуси пока пессимистичны. Основной вопрос – финансовый. Для реализации проекта банкам необходимо знать, насколько он будет окупаемым.

Озвучиваемая представителями западной компании сумма в 3–4 тыс. евро, необходимая на активацию сервиса SecureCode, не выглядит для банка не посильной, но если оценить все сопутствующие затраты на внедрение системы, то в итоге выходит сумма во много раз большая – до сотен тысяч евро. Окупить объемные затраты способен только хороший клиентский поток, который может принести соответствующие комиссионные сборы. По мнению банкиров, на сегодняшний день интернет-магазины в Беларуси не могут привлечь такое количество покупателей, чтобы окупить затраты банка на внедрение системы. Для этого необходимо, чтобы и торговля также активно работала в направлении внедрения интернет-платежей. А вот тут есть невеселая загвоздка. Торговые структуры, а тем более конкретные интернет-магазины, ничего не смогут самостоятельно сделать, если захотят работать с технологией SecureCode. С ними никто не будет разговаривать в западной компании, ориентированной на работу только с крупными банками. Вся структура построена так, что магазины должны упрашивать банк подключить их к такой системе. Банк же, в свою очередь, сам определяет коммерческие условия договора на обслуживание.

Еще одна проблема заключается в том, что в Беларуси внедряются локальные программные системы местного производства, такие как интернет-банкинг или форма оплаты в интернет-магазине. Их и называют в Беларуси системами электронной коммерции. С одной стороны, ничего нельзя возразить – это действительно системы для интернет-расчетов. С другой – на Западе такие системы не считаются электронной коммерцией. На что и напирает SecureCode, утверждая, что они обеспечивают гарантированную безопасность транзакций, а белорусские студенты всего лишь пишут сервис для отправки электронной квитанции.

Между тем не существует и четко закрепленных правовых норм, что считать электронной коммерцией. Западные фирмы пытаются спорить с белорусскими банками, что электронная коммерция должна строиться именно на глобальных дорогих системах. Но естьи лобби со стороны белорусских программистских фирм, которое пока пропагандирует другой подход. Банки же в итоге прислушаются к тому мнению, которое покажется им наиболее выгодным с финансовой точки зрения.