Перейти к основному содержанию

Болонские стандарты : Медленным шагом идем, товарищи!

Беларусь пока не готова к подписанию Болонской декларации.

К такому выводу пришли белорусские и немецкие специалисты высшей школы на прошедшей в минувшую субботу международной конференции «Системы образования в сравнении: традиции и перемены в Германии и Беларуси». По мнению немецкой стороны, Беларусь нацеленно двигается к внедрению болонских стандартов образования, но до полного выполнения необходимых критериев ещё далеко. Как отметила доктор Кристина Тайхман (Берлин), Беларусь является одной из немногих европейских стран, которая не подписала Болонские соглашения. В то же время госпожа К.Тайхман заявила, что «многие изменения в высшей школе свидетельствуют об ориентации образовательной системы Беларуси на Болонские стандарты». Однако, несмотря на принятый недавно новый закон «О высшем образовании», до полного внедрения европейских стандартов ещё далеко. До сих пор в Беларуси продолжают вестись дискуссии о целесообразности перехода от «единого диплома» к дифференциации «бакалавр/магистр». Признание белорусских дипломов о высшем образовании в других странах, прежде всего в странах Евросоюза, тоже нам пока не грозит. Но самое главное, в Беларуси очень медленно идёт переход на кредитную систему оценки знаний.

Между тем введение в странах Болонского соглашения образовательной кредитной системы (универсальных оценочных единиц), где специальная ссылка делается на Европейскую кредитную трансферную систему (систему перевода ECTS), является одной из пяти особо значимых частей Болонской декларации. Как подтвердил проректор по учебной работе Белорусского государственного университета Виктор Самохвал, внедрение кредитных технологий в реальные учебные процессы, реально существующие сейчас у нас, – дело непростое. Хотя, как отметил В.Самохвал, в некоторых совместных образовательных программах Беларуси и Германии (например, «Совместная белорусско-немецкая магистратура в области компьютерной математики») образовательные кредиты, адаптируемые к европейским кредитным технологиям, в БГУ были внедрены и хорошо себя зарекомендовали.

«Рейтинговая система, применяемая для оценки усвоения студентами учебных дисциплин, в Беларуси внедряется, хотя прямых указаний на этот счёт Министерство образования не рассылало», – заявил В.Самохвал.

По его мнению, до подписания Болонской декларации нам осталось пройти не так уж много. «Надеюсь, к 2010 году Болонская декларация будет принята», – оптимистично обмолвился Виктор Самохвал, хотя кому как не ему знать, что некоторые болонские стандарты в Беларуси не то что не развиваются, а напротив, идут на спад. В первую очередь это касается мобильности студентов и преподавателей, под которой понимаются стажировки и учёба в других странах. По самым оптимистическим подсчётам в последнее десятилетие их количество сократилось вдвое.

Стоит отметить, что полноценная рейтинговая система оценки знаний ECTS пока существует в небольшом числе стран и в европейских образовательных кругах признается как имеющая некоторые проблемы. В том числе столкнулась с ними и Германия, которая во многом отстаёт от Болонского процесса. Как заявила Кристина Тайхман, «потому что немецкие вузы подошли к Болонской декларации во многом чисто технически, а надо содержательно перераспределять используемые программы высшего образования». Одновременно с этим Кристина Тайхман подчеркнула, что в образовательных кругах Германии, как и среди белорусских коллег, не утихают дискуссии за и против перехода на двухступенчатую систему образования, особенно по вопросу, какое количество лет обучения необходимо для получения степени бакалавра.