Перейти к основному содержанию

Учись, школьник, студентом станешь

В эти дни на базе ряда учреждений образования страны проходит очередной раунд репетиционного тестирования. Хотя до вступительных испытаний ещё около полугода, самое время определить пробелы в знаниях, подтянуться и взглянуть на экзамены изнутри.

Размышляя о тестировании, по-хорошему завидую сегодняшним абитуриентам. Зарегистрировался, пришёл на экзамен, заполнил бланк ответа и... Главное, уложиться в отведённое время. Конечно, ответственность момента ощущается. Как же без неё? Но никаких тебе каверзных дополнительных вопросиков, никаких суровых взглядов из-под очков. Вместо трёх, возможно, совсем неожиданных вопросов – 25-60 заданий в тесте, охватывающих всю учебную программу ( есть шанс вспомнить хотя бы что-то). Работа оценивается беспристрастной машиной.

Собственный вступительный опыт ( так случилось, что поступила я не сразу, но в один год) я до сих пор вспоминаю с содроганием. Сначала на выпускных (они же вступительные) экзаменах в лицее БГУ я набрала 13 баллов (с ними тогда можно было попасть только на заочное филфака), а потом в общем потоке – заветные 15. Чего мне это стоило? Конечно, труда и... морального напряжения. Поскольку, как известно, от настроя экзаменатора зависит многое. А он всего лишь человек...

Уверена, отыщется тот, кто вступит со мной в дискуссию и скажет: не было и нет ничего лучше, чем прежняя вступительная кампания, и выскажется неодобрительно по поводу тестирования. Что ж, сколько людей – столько и мнений. Кроме того, всё новое всегда воспринималось и будет восприниматься неоднозначно.

И всё же специалисты в один голос говорят: преимущества тестирования оценили многие. В первую очередь его прозрачность и отсутствие субъективизма. Говорит о плюсах тестирования и статистика. «Число сельчан с введением тестирования, - отмечает министр образования Александр Радьков, - стало больше на 5 %! Это те способные ребята, которые прежде по каким-то причинам не могли пробиться».

Но нельзя сказать, что с введением новой формы проверки знаний не связывался ряд опасений. Некоторые преподаватели, например, были убеждены: ребята разучатся говорить. Этого не случилось. Но негатив всё же был. «Негативные моменты выявились, - отметил Александ Радьков на международной научной конференции «Моделирование и параметризация педагогических тестов», - когда экзамен за школу и вуз был совмещённым. Например, математиков переставали учить оформлению решения задач. Тогда мы нашли оптимальную форму, когда нужно и устное и письменное изложение мысли. Ребята сдают три выпускных экзамена, один из которых в устной форме. А чтобы закрепить эти позиции, при поступлении мы учитываем средний балл аттестата абитуриентов».

Путь к современной системе тестирования был непростым. Экзамены в несколько этапов (альтернативное платное и бюджетное тестирование) сменило единое ЦТ. Причины тому были веские: платное тестирование, которое проводилось в первые весенние месяцы, отрывало старшеклассников от учёбы, оценки в аттестате на возможность поступления фактически не влияли, а значит, престиж школы падал.

Большая работа проводилась и ведётся над уровнем сложности заданий. Эта величина хотя и весьма относительная, но и по сей день вызывает массу нареканий. Поспорить с ними сложно, но и можно. Вот, например, достаточно веский аргумент: система тестирования позволяет составить рейтинг всех, в том числе самых сильных абитуриентов, по уровню подготовки. Суть именно в этом, а сложные задания одинаково сложны для всех абитуриентов, поскольку они – в равных условиях.

Конечно, получить заветные сто баллов престижно. Но мало кто понимает, что большое количество стобалльников на ЦТ – нонсенс. «Классическая тестология, - комментирует начальник управления по разработке и сертификации тестов Республиканского института контроля знаний Ядвига Безкоровайная, - предлагает при определении времени ограничивать его так, чтобы не больше 5 % испытуемых успели окончить проработку всего теста. Большое количество стобалльников создаёт трудности в приёмных комиссиях».

В мировой практике, по словам Ядвиги Станиславовны, результаты в 40-60 баллов свидетельствуют о нормальном составлении тестов. Впрочем, сотрудники РИКЗ к своей работе относятся вполне критично. Анализируя вступительную кампанию этого года, Ядвига Безкоровайная отмечает: то, что уровень баллов, набранных в этом году по математике и физике, упал, говорит не только о необходимости коррекции теста, но и об уровне подготовки абитуриентов. И всё же, по её мнению, лёгкие задания создают лишь видимость знаний. А этого недостаточно для поступления в вуз.

Средний конкурс по стране в этом году, несмотря на то, что в некоторые вузы он был достаточно велик (самый высокий показатель зафиксирован в Белорусском государственном экономическом университете – 4,3 человека на место, бюджет), не изменился и составил около 3 человек. «Это означает, - говорит Александр Радьков, - что у нас трёхкратный запас желающих».

А что если тестовые задания вдруг станут проще? Яркий пример – нынешняя вступительная кампания, в которой нарекания по сложности были учтены, планка тестов снизилась и... В итоге средний проходной балл с 240 (в прошлом году) вырос до 340. Например, в БГУ в этом году на специальность «международное право» было подано 165 заявлений при наличии 15 бюджетных мест, проходной балл составил 355. Да, абитуриенты подтвердили школьный уровень подготовки. А дальше появились новые обиды: набрать серьёзное количество баллов и не пройти по конкурсу?!

«Тестирование – вероятностный процесс, - такое мнение на упомянутой научной конференции высказал заведующий кафедрой высшей математики Московского государственного университета геодезии и картографии Юрий Нейман. – Даже имея блестящие знания, можно ошибиться». Впрочем, известны и противоположные случаи. Все они анализируются и учитываются, система тестирования совершенствуется. Есть даже целые исследования относительно того, что влияет на тот уровень знаний, который показывают на тестировании абитуриенты. Конечно, на результате сказываются их волнение, невнимательность, а иногда и чрезмерная осторожность.

И всё же есть один надёжный способ сдать экзамены: быть хорошо подготовленным. Так что учись, школьник, студентом станешь...

© Республика

привет!

Аватар пользователя katena

привет!

Бесспорно

Аватар пользователя katena

Бесспорно полезный сайт как для тех кто ходит в числе абитуриентов, но и дял тех кто уже гордо носит звание студента!!! Сама не так давно столкнулась с тяготами обременяющие абитуриента и прекрасно понимаю каждого из Вас. Чувство волнения, которое "шагает" рядышком с вами в этот период времени достаточно оправдан, только стоит верить в себя и свои силы. Скаждым вступительным годом условия ЦТ ситановятся жеще, но это только лишний повод для того, чтобы нас здесь объеденить. Прозвучал
вопрос о сокращении времени которого и так катастрофически не хватает на решение задачки или сложно-сконструированного предложения, а потом люди главенствующие в Министерстве Образования уповают на низкие результаты. Так же остается "открытым" вопрос о сложности предлагаемых заданий в ЦТ. Для чего же студент ходит на пробробные тестирования?,а для того чтобы узнать и попробовать свои силы в тех или иных познаниях, и придя на ЦТ сталкивается с тем, что уровень сложности не совпадает с тем, к чему он готовился. И снова люди правящие нишим образованием начинают ругать абитуриента в низком уровне подготовки, так создайте же нам условия, в которых мы абитуриенты не будем ущемлены.