Перейти к основному содержанию

Расцвет реализма в литературе второй половины XIX в. А. Н. Островский. «Снегурочка», «Гроза» или «Бесприданница» (по выбору). Жизненный и творческий путь писателя. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах Островского как выражение демократических взглядов драматурга.
«Снегурочка». Воплощение в драме-сказке мечты писателя о справедливости и красоте человеческих отношений. Герои пьесы.
«Гроза». Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Борьба личности за право быть свободной, жить и любить. Обличение самодурства, грубой силы и невежества.
«Бесприданница». Власть денег и сила человеческих чувств в пьесе. Развитие конфликта и система образов. Лариса Огудалова и ее «поклонники». Карандышев и тема «маленького человека» в русской литературе (Гоголь и Достоевский). Сценическая история «Бесприданницы».
Новаторство А. Н. Островского.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Отношение Базарова к природе, любви, искусству, религии. Базаров и Одинцова. Отношение автора к своему герою.
Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной...», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа- сфинкс. И тем она верней...», «О вещая моя душа...», «Фонтан», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я очи знал, о, эти очи...», «О, как убийственно мы любим...», «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Silentium».
Романтическое мировосприятие лирика-мыслителя. Особенности философской лирики. Аналогии между состоянием природы и человека. Тонкость и психологическая глубина в раскрытии человеческих переживаний. Нравственные идеалы поэта и средства их художественного воплощения. Философская глубина лирики.
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «На Волге», «Родина», «Поэт и гражданин», «Внимая ужасам войны...», «На улице», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Надрывается сердце от муки...», «Рыцарь на час», «Памяти Добролюбова», «Элегия» (1874), «Давно отвергнутый тобою...», «О письма женщины нам милой...», «Тройка». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Лирика. Произведения урбанистической лирики Некрасова. Восприятие современного поэту города как средоточия раздирающих противоречий, контрастов, драм. Живость и яркость зарисовок. Глубина сострадания поэта героям уличных сцен. Муза Некрасова. Нравственный идеал поэта - служение делу просвещения и свободы. Идеал человека в понимании поэта. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова.
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение в ней социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.
Индивидуальный стиль писателя. Народность литературы.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «История одного города» (избранные страницы).
Очерк жизни и творчества великого русского сатирика.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор в сказке. Средства создания комического.
«История одного города». Проблематика, система образов, особенности жанра. Это горькая и гневная книга, раскрывшая «трагическую истину русской жизни». Прием гротеска в изображении градоначальников. Проблема взаимоотношения народа и деспотической власти. Отношение автора к народу, к его терпеливости, к бесправию. История и современность в сатире Щедрина, ее политический и социальный смысл. Трагический подтекст сатиры Щедрина. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Виды художественной условности в искусстве. Средства сатирического изображения (эзопов язык, гипербола, гротеск).
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Гуманизм Достоевского. Психологизм творчества.
«Преступление и наказание» как философско-психологический роман. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Авторское отношение к герою. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире. Достоевский в современном мире. Жанр философского романа.
А. А.Фет. «На заре ты ее не буди...», «Чудная картина», «Шепот, робкое дыханье...», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Я тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! - Хожу и не могу...», «Поэтам».
А. А. Фет - «поэт мгновения». Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. Идея гармонии человека и природы. Вечность и мгновение, жизнь и смерть, начало и конец - важнейшие мотивы лирики А. А. Фета. Изобразительность и музыкальность поэзии А. А. Фета.
Л. Н. Толстой. «Война и мир».
Жизненный и творческий путь писателя.
«Война и мир» - роман-эпопея. Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа. Сложность жизненного выбора. Поиски смысла жизни и итоги этих поисков. «Мысль народная» в романе Толстого. Народ и личность. Кутузов и Наполеон. Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изображении Л. Н. Толстого. Место женщины в семье и обществе в понимании Л. Н. Толстого.
А. П. Чехов. «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Налим», «Ионыч», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Вишневый сад» или «Дядя Ваня» (по выбору).
Жизнь и творчество писателя.
Юмористические рассказы писателя. Смешное и грустное в прозе Чехова. Роль художественной детали.
Тема старой и новой России. Мотив высокого предназначения человека, проблема красоты. Осуждение пошлости, духовного обнищания личности.
«Дядя Ваня». Тема труда, нравственной чистоты, красоты человека, его стремления к гармонии с миром. Паразитизм духовно нищего человека и самоотверженность тружеников, истинная интеллигентность и мещанство под маской учености. Право человека на духовно богатую, яркую жизнь. Защита природы. Лиризм пьесы.
«Вишневый сад». Основная тема пьесы. Символический смысл названия. Основа конфликта пьесы. Отношение автора к героям. Черты дельца нового времени в характере Лопахина. Молодое поколение в пьесе. Чехов и Художественный театр.
Новаторство Чехова, прозаика и драматурга.