Перейти к основному содержанию

Общая характеристика литературы начала XX в. Продолжение и развитие гуманистических и реалистических традиций русской классики (В. Короленко, А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев, Л. Андреев).
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Смысл споров героев о сильной, бескорыстной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры. Тема социального неравенства в повести.
И. А. Бунин. Проза. «Деревня», «Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Худая трава», «Темные аллеи», «Последнее свидание» (по выбору). Проникнутые грустью рассказы об угасании «дворянских гнезд», о светлых и темных сторонах деревенской жизни. Отрицание суетности, бездуховного существования. Мысль об очищающем влиянии родной природы.
Лирика. Основные мотивы лирики И.А. Бунина.
А. М. Горький. 2-3 произведения разных жанров. Рассказы «Старуха Изер-гиль», «Коновалов», «Супруги Орловы». Пьеса «На дне».
Горький и его место в литературе XX века и др. Основные этапы жизненного и творческого пути художника. Реализм и романтизм в дореволюционном творчестве писателя.
«Коновалов» и «Супруги Орловы». Тема босячества. Проблема ответственности человека перед обществом и перед самим собой, а также общества перед личностью. Гуманность авторской позиции в оценке характеров и судеб героев.
А. М. Горький - драматург.
«На дне». Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы людей «дна». Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение.
Философская драма как жанр,
Поэзия конца XIX - начала XX вв. Особенности русского модернизма. Символизм, акмеизм, футуризм как его важнейшие направления. Их место и роль в литературном процессе Серебряного века.
Творчество В. Я. Брюсова, А. Белого, К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, Н. Гумилева, И. Северянина, В. Хлебникова (два-три автора по выбору).
А. А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме» (3-4 стихотворения), стихи из циклов «Город», «Страшный мир», «Родина», «Кармен». Поэмы «Соловьиный сад», «Двенадцать».
Мистическая романтика, мотивы мистических предчувствий в книге «Стихи о Прекрасной Даме». Вечная Женственность как символ грядущего обновления России. Революция 1905 г. и кризис блоковского философского идеализма. Тема Человека в «страшном мире». Тема исторических судеб России, связей ее с прошлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина»).
«Соловьиный сад». Проблема личного счастья и долга перед обществом.
«Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в художественном произведении. Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала.
Образы-символы.
С. А. Есенин. «Береза», «Пороша», «Я покинул родимый дом...», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Песнь о собаке», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Закружилась листва золотая», «Сорокоуст», «Русь советская», «Письмо деду», «Письмо к женщине», «Неуютная, жидкая лунность», «Русь бесприютная», «Стансы», «Памяти Брюсова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Лирика. Чувство любви к Родине, к природе родного края в стихах Есенина. Сострадание и милосердие «ко всему живому». «Крестьянский уклон» в восприятии революции. Трагическое ощущение надвигающейся ломки в жизни деревни. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте...», «Вам», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Секрет молодости», «Бруклинский мост», «Про это», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др. Поэма «Во весь голос». Жизнь, творчество, личность поэта.
Основные темы и мотивы лирики поэта. Любовная лирика. Тоническое стихосложение.
«Во весь голос». Эволюция лирического «я», оценка и анализ творческого пути во вступлении к поэме.
Поэтическое новаторство Маяковского.
А. П. Платонов. «Фро», «В прекрасном и яростном мире», повесть «Сокровенный человек» и другие повести и рассказы (по выбору).
Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры. Непростые «простые люди» А. Платонова. Драматизм приобщения к новой жизни. Сострадание к людям.
Символический смысл названий рассказов и повестей. Индивидуальный стиль писателя.
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце». «Мастер и Маргарита». Проблематика и система образов. Композиция романа. Оригинальные философские трактовки библейских сюжетов; своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью.
«Собачье сердце». Живучесть «шариковщины» как социального и морального явления. Авторская позиция и способы ее выражения. Реальное и фантастическое в искусстве.
М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы», «Идешь, на меня похожий...», «Вы, идущие мимо меня...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Генералам двенадцатого года...». Стихотворные циклы: «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стихи к Блоку», «Деревья», «Провода», «Стихи к Пушкину» и др. (по выбору). Богатство тем и мотивов лирики.
М. А. Шолохов. «Тихий Дон» или «Поднятая целина» (по выбору). «Судьба человека».
Жизнь и творчество писателя.
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Правдивое изображение Гражданской войны. Женские судьбы. Яркость характеров и жизненных коллизий.
Проблема гуманизма в романе.
«Поднятая целина». Отражение в романе сложного и противоречивого процесса коллективизации. Герои романа и их судьбы. Драматизм и юмор в романе.
«Судьба человека». Трагизм людских судеб, искалеченных войной. Красота души русского человека. Особенности композиции рассказа. Герой-рассказчик и автор-повествователь.
А. А. Ахматова. «Вечером», «Мне голос был...», «Рыбак», «Смятение», «Я не знаю, жив ты или умер...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза», «Творчество» (3-4 стихотворения по выбору). Поэма «Реквием».
Мотивы любви, душевных побед и крушений в лирике Ахматовой. Традиции народной поэзии и русской классики в ее творчестве. Тема поэта и поэзии. Тема Родины.
Б. Л. Пастернак. «После дождя», «Определение поэзии», цикл стихов «На ранних поездах», «Когда разгуляется...», «Гамлет», «Март», «Весенняя распутица» (3-4 стихотворения по выбору).
Философская насыщенность поэзии Б.Л. Пастернака. Стремление постичь мир, во всем дойти «до самой сути».
А. Т. Твардовский. «Памяти матери», «Слово о словах», «Утро», «Кружились белые березки...», «О Родине», «Жестокая память», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти Гагарина», «О сущем», «Московское утро», «Нехожен путь...», «На дне моей жизни...» (3-4 стихотворения по выбору). Поэма «Василий Теркин». Поэма «По праву памяти».
Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство личной ответственности за жизнь и страдания окружающих людей. Народность поэзии А. Т. Твардовского.
«Василий Теркин». Замысел, история создания, народно-поэтическая основа поэмы. Веселая удаль, жизнелюбие, душевная стойкость, мужество Василия Теркина. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы во время Великой Отечественной войны. Традиции русского народно-поэтического творчества. Авторские размышления и обобщения в произведении.
«По праву памяти» - поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого. Лирика и публицистика в поэме. Пафос созидания жизни и горечь от социальной несправедливости. Взаимоотношения человека со временем, с историей. Идея восстановления правды, справедливости, гуманизма.
Тема Великой Отечественной войны в литературе. Литература периода Великой Отечественной войны (лирика, проза, драматургия). Героические и трагедийные мотивы в ней. Тема Родины и народа, ненависти к врагу и гуманизма, защиты культуры и цивилизации. Тема бессмертия воинского подвига.
Тема войны в прозе К. Симонова, Вс. Некрасова, К. Воробьева, Б. Васильева, Е. Носова, Вяч. Кондратьева, Ю. Бондарева и др. (одно-два произведения по выбору).
Литература 50-80-х гг. XX в. Смелость и правдивость в постановке социальных и нравственных проблем, изображении глубины противоречий действительности. Стремление по-новому осмыслить проблемы отношений человека и общества, человека и природы, общества и государства, народа и власти. Утверждение общечеловеческих моральных ценностей. Жанровое многообразие литературы. «Возвращенные» писатели.
Проза Ч. Айтматова («И дольше века длится день», «Плаха»), В. П. Астафьева («Царь-рыба»;) В. И. Белова («Привычное дело», «Плотницкие рассказы») и других авторов (два-три произведения по выбору).
А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Жизнь, творчество, личность писателя.
«Матренин двор». Проблема зла и добра в жизни. Безгрешная крестьянская праведница Матрена. Проблема национального характера в рассказе. Образ рассказчика и его оценка изображенных событий.
«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы. Сталинизм как народная трагедия. Противостояние людей и «Псов клятых». Концепция личности. Образ «соцгородка», способность героя сохранить душу в нечеловеческих обстоятельствах. Своеобразие композиции и
языка повести.
Основные темы поэзии 50-80-х гг. XX в. (Н. А. Заболоцкий, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Н. М. Рубцов, В. Н. Соколов, Я. В. Смеляков и др. - по выбору).