Перейти к основному содержанию

Работа с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

Изучение и анализ опыта работы школ-гимназий в Республике Беларусь позволяют определить особенности стимулирования познавательной активности наиболее способных учащихся и охарактеризовать направления деятельности по данной проблеме. Безусловно, определенная система работы уже сложилась, свидетельство чему — победы учащихся на олимпиадах разного уровня, участие в интеллектуальных соревнованиях, научно-исследовательской работе и т.д.

Особая роль отводится Научно-методическому совету, на котором обсуждаются следующие вопросы:

  1. Как идет выявление детей с повышенными учебными способностями.
  2. Планирование индивидуальной работы на уроке с детьми, имеющими повышенные учебные способности.
  3. Система работы по предмету во внеурочное время с учащимися, имеющими повышенные учебные способности.
  4. Роль психологической службы в организации работы с этими учащимися.
  5. Организация работы с родителями, дети которых имеют повышенные учебные способности.
  6. Анализ работы.
  7. Предложения по работе с учащимися, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

Как видно, план работы Научно-методического совета предусматривает комплексный подход к рассмотрению проблемы «выращивания интеллектуалов». Для того, чтобы достичь определенных результатов, нужна согласованная работа учителя-предметника, психолога, классного руководителя и родителей.

Сегодня в гимназиях учителей не просто призывают к работе с одаренными, а учат, как это делать. В помощь разработан пакет документов, а именно: памятки и анкеты для учителя-предметника и классного руководителя, алгоритм отчета, положение о зимней сессии и т.д.

Учитывая сложность и разнообразие функций, которые выполняют администрация, психологи и учителя, составлена карта «Направления деятельности по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности».

  Учителя Ученики Родители Методотдел Мониторинг
Администрация Контроль за организацией индивидуальных форм обучения Контроль за качеством обучения и обученности Консультации родителей в случае необходимости Контроль за созданием банка методик, форм, методов обучения одаренных детей Отслеживание отлично успевающих учащихся и хорошистов
Учителя Установление межпредметных связей. Консультации классных руководителей, учителей-предметников Оказание индивидуальной помощи, планирование работы на перспективный рост Консультация родителей по вопросам обученности и дополнительных занятий по развитию Использование банка креативных заданий, форм и методов активизации мыслительных процессов Отслеживание хорошо успевающих учащихся, влияние индивидуальных форм работы на качество обученности, на способности
Психологи Ознакомление с результатами диагностик, динамикой развития Обследование психических процессов, интересов, наклонностей и способностей Консультирование родителей по вопросам личностного роста Обеспечение банком методик и аналитическими справками по результатам деятельности Отслеживание развития психических процессов, карты интересов, профессиограмм, учебной мотивации

Наличие такой карты, как показывает практика, дает возможность более продуманно и системно проводить работу по проблеме выявления способных учащихся и вносить соответствующие коррективы в деятельность учителей и психологов.