Перейти к основному содержанию

Ректор БГУ Сергей Абламейко: В ближайшее время коренных изменений не будет

Сергей Абламейко

Наука, культура, промышленность, экономика - нет ни одной сферы деятельности человека, куда бы не внесли свой вклад выпускники БГУ. О современном развитии вуза и планах на будущее рассказал через 90 дней после своего назначения ректор университета доктор технических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, лауреат Государственной премии Сергей Абламейко.

- Сергей Владимирович, первые месяцы новому руководителю всегда трудно: новый коллектив, новые задачи, новые планы. Как прошло это время для вас, появились ли какие-либо изменения в вузе?

- Думаю, что назвать меня совсем новым человеком в БГУ все-таки нельзя. Я закончил этот вуз, преподавал здесь на факультете прикладной математики и информатики. Меня знают как преподаватели, так и студенты, работающие с точными науками. Конечно же, для гуманитариев, я, пожалуй, новое лицо в руководстве вуза, но, думаю, и здесь мы найдем понимание. БГУ всегда был флагманом образования, а потому должен не только оставаться таковым, а и развиваться, становиться более сильным с точки зрения науки, подготовки студентов как в профессиональном, так и в личностном плане.

Ранее я возглавлял Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. Мы разрабатывали программу освоения космоса, создавали наукоемкие технологии на базе суперкомпьютерной техники, осваивали их в промышленности и социальной сфере. Работали над научно-исследовательскими проектами в аэрокосмической, автомобильной, тракторной отраслях и оборонной промышленности.

За последние годы интерес промышленного сектора к информационным технологиям, научным разработкам белорусских ученых заметно вырос. Руководители предприятий осознали, что применение таких технологий на производствах повышает качество и конкурентоспособность продукции, поэтому одна из главных задач вуза как главного центра вузовской науки страны - продвижение своих разработок на предприятия, внедрение открытий и новых технологий в промышленности, сельском хозяйстве, других отраслях экономики.

В нынешнем году мы планируем начать набор на специальность "Логистика" в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Также для ядерной энергетики открыто направление "Ядерная физика и технологии" на специальности "Физика" и две специализации - "Радиационная химия" и "Радиохимия" на специальности химия. Планируется, что в вуз летом поступят более 5,5 тыс. первокурсников, в том числе около 2 тыc. на дневную бюджетную форму обучения.

- Концепция развития БГУ была утверждена ранее. Претерпела ли она изменения после вашего прихода на эту должность?

- Действительно, в вузе была принята и действует программа развития. Причем, она состоит более чем из 20 частей по разным направлениям развития. Считаю, что в концепции развития вуза не нужно что-то кардинально поменять, так что в ближайшее время коренных изменений не будет. В целом БГУ ведущий вуз страны и его развитие идет по намеченному плану.

Другое дело, что надо усилить какие-то направления. В том числе и на уровне самостоятельного зарабатывания денег. Да, нам выделяет государство бюджетное финансирование на образовательную деятельность. Но мы обязаны зарабатывать и сами. А это платные образовательные услуги, научные внедрения, работа унитарных предприятий и выпуск конкретной продукции.

Белорусский государственный университет является сейчас крупным учебно-научно-производственным комплексом, в состав которого входит 17 факультетов, а также Государственный институт управления и социальных технологий, Институт бизнеса и менеджмента технологий, Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла, лицей, юридический колледж. Кроме того, в структуре университета 3 научно-исследовательских института, 5 национальных научных центров, сеть научно-производственных структур, включая 14 унитарных предприятий. В БГУ созданы и активно действуют научно-исследовательские институты (НИИ) - прикладных физических проблем, ядерных проблем, физико-химических проблем. А также национальные научно-исследовательские центры (ННИЦ) - физики частиц и высоких энергий, мониторинга озоносферы, прикладных проблем математики и информатики, а также Республиканский центр проблем человека. Есть в вузе и научно-производственные предприятия - "Адамас БГУ", "Актив БГУ", Конструкторское бюро спецтехники БГУ, "Санд БГУ", "Унидрагмет БГУ", "Унитехпром БГУ", "Унихимпром БГУ".

- Потенциал БГУ значительно больше его научно-практической отдачи или уже лимит исчерпан?

- В БГУ трудятся более 8,5 тыс. сотрудников, в том числе почти 3 тыс. преподавателей, 4 академика и 12 членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси, около 400 докторов и 1600 кандидатов наук. Средний возраст профессора в вузе 63 года, а кандидата наук - 50 лет. Более 25% ученых - это молодые люди в возрасте до 35 лет.

Мы планируем активнее привлекать в вуз молодежь, в науке должна быть молодежь, иначе и наука закончится, ведь именно юный ум может быть "генератором идей". Студенты имеют возможность получить знания по 57 специальностям и более 200 специализациям.

Думаю, что для нашей армии ученых, отдача должна быть значительно больше, чем мы имеем сейчас. Только в 2008 году на различных научных проектах мы заработали более Br40 млрд., причем - это без суммы, которую заработали наши предприятия. Но нужно больше. Мы уже распланировали усилить связи с Национальной академией наук, с практико-ориентированными ее институтами, а главное - с промышленностью и всеми отраслями народного хозяйства. Ни у кого не вызывает сомнений, что фундаментальная наука должна активно развиваться. Классические - математика, философия, химия или литература - обязаны изучаться и преподаваться в вузе, причем на современном уровне. Но с другой стороны для практики, для народного хозяйства - весь потенциал научной мысли ученых БГУ еще явно не раскрыт. Здесь мы хотим воспользоваться опытом Академии наук, которая на протяжении последних 10 лет все больше, успешнее и активнее работает "на практику". Другое дело, что мы прежде всего вуз, а значит, обязаны заниматься преподаванием и обучением. Так что нагрузка на преподавателя-ученого в нашем учебном заведении значительно выше, чем у ученого в Национальной академии наук.


- Вы назвали оказание платных образовательных услуг одним из источников доходов вуза. Планируется ли в ближайшее время повышать оплату за обучение для студентов? Какова на сегодняшний день настоящая стоимость обучения в БГУ и сколько от этой суммы оплачивают студенты-платники?

- В вузе сейчас прослеживается положительная динамика как роста количества белорусских, так и иностранных студентов. Безусловно, мы оказываем платные услуги, однако везде должна быть мера. Мы не можем сильно или очень резко увеличивать стоимость платного образования, особенно что касается белорусских граждан. Для "своих" оплата увеличивается только вместе с ростом тарифной ставки первого разряда. Например, в ноябре она была увеличена - возросла и стоимость образовательных услуг, а как только было принято решение о ее понижении, мы тут же понизили оплату. Вся оплата в вузе идет только в белорусских рублях, мы не привязаны к курсу доллара. Так что после того, как в начале января изменился курс доллара - мы не меняли оплату за обучение и не планируем. По поводу осени 2009 года загадывать еще рано. Конечно же, если поменяется ставка первого разряда, будет и небольшое повышение.

Оплата в университете зависит от нескольких параметров, в том числе и от престижности факультета, избранной студентом специальности. Варьируется цена на знания и в зависимости от успехов самого студента, в том числе его табеля об успеваемости. В среднем белорусский студент платит около Br3 млн. в год.


- Однако в вузе учатся и иностранные студенты. Какова сейчас стоимость белорусского высшего образования на мировом рынке таких услуг?

- Считаю, что высшее образование не должно быть дешевым, да и наивно предполагать, что оплата за обучение сопоставима с затратами государства на подготовку одного специалиста с высшим образованием. В среднем иностранный студент платит на 30% больше белоруса. Однако это вопрос не только обеспечения окупаемости образовательных услуг, но и престижа вуза той страны, где он расположен. Еще ни один студент-платник полностью не оплатил затраты вуза на обучение. Цена знаний более высокая. Так, например, плата за обучение иностранного студента в Беларуси считается небольшой: представители Америки, Азии или Европы платят у нас в стране в среднем $1 тыс. 700 - $3 тыс. в год. И даже это не самая реальная цена знаний. Самое престижное образование (медицинское) в Оксфорде стоит около $45 тыс., юридические, экономические, строительные специальности - около $20 тыс. Развитие этого направления должно стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности вуза. Так что уже в начале 2009 года принято решение повысить оплату студентам-иностранцам.

Средняя оплата за обучение иностранного студента в БГУ составляет $2 тыс.300, планируем, что с февраля она в среднем будет повышена на $300. На престижные специальности, например, на факультете международных отношений, оплата немного выше. В принципе, поток желающих учиться в БГУ растет. Только в 2008/2009 учебном году знания в университете получают более тысячи студентов-иностранцев из всех 25 тыс. человек, которые учатся в вузе.

При всем том, что мы должны зарабатывать больше платными услугами, мы понимаем, что цена за обучение иностранцев должна расти плавно. Нельзя перегнуть палку. Ведь, например, экономическое образование дает еще и БГЭУ. Если студент сравнит цены, а они будут не в нашу пользу, он пойдет учиться в другой вуз. Это и есть конкуренция.

Студенты-платники лишь в небольшой степени оплачивают работу педагогов. А вот библиотеками и медиатеками, компьютерами и другим техническим оборудованием, а также выходом в Интернет студенты-платники как и бюджетники пользуются бесплатно.

- Планируете ли вы увеличивать студентопоток иностранцев в БГУ?

- Педагоги и ученые, работающие в БГУ, способны дать качественное высшее образование многим студентам-иностранцам. Однако существует проблема, без решения которой мы не сможем сильно увеличить число обучающихся, так как у нас не хватает общежитий, причем даже для белорусских граждан. На данном этапе мы имеем возможность поселить студентов-иностранцев первых двух курсов, остальным мы предлагаем снимать жилье. Очень надеемся на то, что первый корпус общежития №13 на 1 тыс. 30 мест для студентов Белгосуниверситета в студенческой деревне будет сдан по плану, т.е. в конце 2009 года. На юго-западе Минска должен вырасти студенческий городок с девятью общежитиями. Этот жилой комплекс рассчитан на более чем 10 тыс. студентов. Строительство всей студенческой деревни должно быть завершено к ноябрю 2011 года. Есть вопросы и общего характера - предоставление прописки и других документов для того, чтобы студент-иностранец мог спокойно жить в нашей стране. Постепенно все эти вопросы будут решены.

- У граждан каких стран больший интерес к получению белорусского высшего образования?

- В БГУ учатся студенты из разных стран. В большинстве своем в Белгосуниверситет едет учиться молодежь из стран СНГ и Азии. Есть представители Нидерландов, Словакии, Латвии (в основном аспиранты). Они приехали "прощупать почву" - качество предоставляемых образовательных услуг. Можно сказать, что это первые ласточки

.

- Развитие эффективных взаимовыгодных партнерских связей с ведущими мировыми университетскими центрами также будет стратегической задачей вуза?

- Белгосуниверситет является одним из организаторов Евразийской ассоциации университетов, состоит университетом-координатором от Беларуси в университетской сети Центральной европейской инициативы. Межвузовское сотрудничество осуществляется на основе международных договоров, подписываемых руководством БГУ. Сегодня наш университет успешно сотрудничает с более чем 100 зарубежными вузами. Развиваются академические обмены учащимися, преподавателями и научными работниками, проводятся совместные научно-образовательные мероприятия и научные исследования, реализуются международные проекты в области организации учебного процесса и университетского управления.

Наиболее тесное взаимодействие традиционно осуществляется со странами Западной, Центральной и Восточной Европы. Партнерские связи с университетами Ближнего Востока, Северной Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона позволяют развивать академические обмены студентами-востоковедами, изучающими арабский, китайский и японский языки.


- Произойдет ли в вузе обновление организации учебно-воспитательного процесса?

- Безусловно, как любое активно развивающееся предприятие мы не сможем далее расти без перемен. Первостепенной задачей высшего образования на данном этапе стала подготовка не просто высококвалифицированного специалиста, а человека, который сможет сам приобретать новые знания, наращивать собственный творческий потенциал. Иного способа достичь качества образования не существует.

Основное, что мешает молодым специалистам приходить на работу в БГУ, - это социальная неустроенность. Молодой человек, особенно женатый и воспитывающий детей, безусловно, хочет иметь возможность жить в обустроенной квартире со всеми удобствами. А для этого он должен получать соответствующие гарантии, первая среди которых - высокая заработная плата. Второе - карьерный рост, возможность вести научную деятельность, а также возможность реализовать весь свой профессиональный потенциал.

В ближайшее время в БГУ будет сделан акцент на повышении качества организации учебного процесса и содержания образования, ускорении профессионального роста будущих специалистов, совершенствовании компьютерной грамотности и владения иностранными языками.

- В БГУ активно развиваются самые современные информационные технологии. Расскажите, пожалуйста, подробнее о них.

- Проблема информатизации образования и применения новейших технологий в обучении, безусловно, зависит от человеческого фактора. И в первую очередь от того, как воспримет предлагаемые новшества профессорско-преподавательский состав. На естественнонаучных факультетах применение вычислительных средств в учебной и научной работе студентов давно практикуется, но для гуманитарных факультетов изменение учебного процесса в соответствии с требованиями настоящего времени может вызвать и вызывает определенные проблемы.

Причем такие трудности в меньшей мере затрагивают студентов. Обучившись и восприняв новые технологии на первом курсе, студенты, как правило, не испытывают далее затруднений при получении грамотно сформулированных заданий. Известно, что применение нового технического средства начинает давать хорошие результаты только тогда, когда появляются преподаватели, готовые и желающие применять его в учебном процессе с охотой. А также тогда, когда в достаточном количестве появляются методисты, умеющие разработать методику по использованию технического средства.

Современные технические средства намного опережают возможности современных "средних" преподавателей даже к восприятию этих средств. Подготовка и переподготовка педагогов должна идти опережающими темпами. В вузе уже внедрены методики применения системы дистанционного обучения "e-University" для поддержки и сопровождения информационного обеспечения контролируемой самостоятельной работы. На основании результатов практической эксплуатации данной компьютерной системы собственной разработки осуществлена модернизация всей системы вуза.

- Какие новые специальности и специализации будут востребованы через 5-10 лет?

- Наша система образования в принципе очень мобильна. А введение платного обучения расширило возможности выбора будущей специальности. Сейчас практически все могут получить высшее образование, но платно или бесплатно, все зависит от знаний абитуриента. Не получилось поступить в вуз, можно выбрать ссуз или ПТУ. Конечно же, число выбравших вуз или профессиональное образование будет меняться, но не думаю, что эта стратегия будет "скакать". Главное, что у людей есть выбор.

Абламейко СергейА вот насчет новых специальностей - если десять лет назад были популярны программисты, то далее, я думаю, будут развиваться прикладные специальности - нанотехнологии и биотехнологии. Но, безусловно, останутся такие специальности, как педагоги, врачи, военные, рабочие, инженеры и многие другие.


- Образование, которое дает Белгосуниверситет, отвечает самым высоким мировым стандартам. Какая задача стоит перед БГУ на следующую пятилетку?

- Главное - научить студентов учиться. Ведь объем информации увеличивается с каждым годом. Мы должны научить студента мыслить, думать, анализировать и систематизировать свои знания.

Наши разработки известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Здесь необходимо развивать сотрудничество между различными предприятиями и научными центрами других стран, заниматься маркетингом белорусской продукции, ее активным продвижением.

belta.by

Мне пока очень нравится наш

Аватар пользователя Lara Kroft

Мне пока очень нравится наш новый ректор!

- Главное - научить студентов

Аватар пользователя Гость(я)

- Главное - научить студентов учиться. вот-вот ,т.к. на ФПМИ преподы не учат НИЧЕМУ!!! Ведерников, Ширяев, идр. Кто там учится-тот поймет!!!

- В БГУ учатся студенты из разных стран. В большинстве своем в Белгосуниверситет едет учиться молодежь из стран СНГ и Азии. Есть представители Нидерландов, Словакии, Латвии (в основном аспиранты). Они приехали "прощупать почву" - качество предоставляемых образовательных услуг. Можно сказать, что это первые ласточки

У нас в группе учится девушка из Китая, ничего против нее не имею, но она по-русски почти ничего не понимает. Её обучение-выброшенные, рпичем немалые, деньги, в БГУИРе, например, для иностранцев специальная группа, в которую они предварительно сдают экзамен по английскому языку, и обучение ведется на английском, а БГУ любого возьмут, лишь бы деньги платил.

Цена за год обучения

Аватар пользователя Гость(я)

Цена за год обучения иностранцев- около 3000 долларов, плюс ко всему, они учатся в осном по два года на каждом курсе, неужели стоимость БГУшного образования дороже? смешно, правда!