Перейти к основному содержанию

Цыбовский Виктор Леонидович, ректор Института предпринимательской деятельности

Цыбовский Виктор

Институт предпринимательской деятельности – это частное учебное заведение. ИПД по сравнению с "седовласым" Белгосуниверситетом, например, имеет совсем юношеский возраст – 16 лет. Однако складывается такое впечатление, что вуз не по годам солидный. Университет готовит специалистов в области экономики, менеджмента, маркетинга, предпринимательства и языкознания, многие из которых уже имеют собственный бизнес и преуспевают в его ведении. И чтобы обучать столь самодостаточных в профессиональном отношении людей нужно иметь не только очень высокий уровень преподавания предметов и достаточную материально-техническую базу, но и не отставать от ведущих вузов страны, диктующих свою моду на образование.

В этом интервью ректор Института предпринимательской деятельности Виктор Леонидович Цыбовский не только развенчивает мифы о частном образовании, но также открывает секреты и делится планами своего вуза на будущее.

Студент ИПД – какой он? Составьте портрет и дайте характеристику этого студента.

Студент ИПД - молодой человек, средний возраст которого – 18 лет. Надо отметить, что средний балл аттестата этого человека по выходу из школы составляет не ниже 70 баллов. Одним словом, довольно крепкий выпускник средней образовательной школы, гимназии или лицея. Характеризуя этого студента нужно отметить, что он очень самостоятелен, очень мобилен и активен, и находится в поиске не только будущей своей профессии, но и себя. Большинство наших студентов уже заранее ориентированы на наш вуз, подают документы в первые же дни вступительной кампании и не собираются поступать в другие учебные заведения.

Институт предпринимательской деятельностиИПД

Распределение. Для госвузов существует обязательное распределение и студенты знают, что хоть какое-то рабочее место их гарантировано ожидает. В частном же вузе – диплом свободного образца. Помогает ли ИПД студентам распределиться?

Для вузов частной собственности, конечно, не существует обязательного распределения. Мы не даём направление, обязывающее выпускника отработать год или два в обязательном порядке. Однако, у нас так построена модель организации практик, что буквально со второго-третьего курса мы плотно привязываем студента к конкретным предприятиям, организациям и учреждениям. И если наш практикант хорошо зарекомендовал себя по месту прохождения практики, понравился нанимателю – его берут на работу сразу после получения диплома. Поэтому, что касается свободного трудоустройства, я бы его так не называл. Мы только даём рекомендации при определении на работу, и они уже сами решают остаться там, или сделать собственный выбор.

В списке предприятий, на которые могут быть распределены наши выпускники, есть ПРУП «МАЗ», СООО «Дарида», различные туристические фирмы. У нас заключены договора с десятком крупных предприятий, находящихся на территории Минска, и ещё с сотнями маленьких столичных фирм. Небольшие туристические кампании с радостью берут на работу наших специалистов, потому что их не только не придётся ничему обучать, но они и сами смогут научить любого сотрудника фирмы. Наши маркетологи сразу готовы определять свою деятельность на предприятии и помогать ему. Востребованы даже наши лингвисты, несмотря на то, что их выпуск в стране и так довольно велик. Дело в том, что получивший дополнительное экономическое образование лингвист очень востребован на рынке труда. Особенно в свете возрастающих темпов сотрудничества Беларуси со странами Западной Европы. Поэтому нашим лингвистам, изучающим английский, немецкий, французский, испанский и итальянский, есть где приложить свои силы.

Ещё одна деталь, характеризующая уровень занятости выпускника ИПД. Мы обратились в Городской отдел занятости населения о количестве наших выпускников, стоящих на бирже труда, на 2006-2007 годы. Их количество было минимальным – один человек.

Обучение в ИПД стоит немалых денег. Не могли бы Вы озвучить конкретные цифры. Есть ли система скидок и льгот для студентов?

Современное высшее образование – это довольно дорогой продукт, но в нашем вузе, как мне кажется, сложилась оптимальная модель ценообразования. Стоимость обучения на дневном отделении по всем специальностям, кроме иностранных языков, составляет 2 800 000 белорусских рублей. На специальности «иностранные языки» учиться дороже – 3 000 000 белорусских рублей, потому что там студенты занимаются в малокомплектных группах и учатся у конкретного преподавателя почти персонально. Стоимость обучения на заочной форме - 1 600 000 белорусских рублей.

На мой взгляд, довольно высокая стоимость заочного обучения полностью оправдана. Для своих студентов мы должны создать отдельные учебные программы, обеспечить их электронными учебными пособиями и доступом в виртуальный читальный зал, держать с ними обратную связь и т.д.

Поэтому несмотря на короткие сессии два раза в год, которые занимают только 23% полноценного учебного времени, и несмотря на тот факт, что многие не считают заочное обучение полноценным, оно стоит дорого. Так и должно быть. Высокая стоимость гарантирует должное качество высшего заочного образования. Крайне важно его не потерять, так как современный студент не ждёт получения диплома и того, что его кто-то возьмёт на работу после окончания вуза. Он хочет сам зарабатывать деньги на достойную жизнь, буквально сразу после школьной скамьи.

ИПДЕсть ли практика платной пересдачи зачётов и экзаменов?

Современный студент требует некоторых экономических стимулов. И если предоставить ему возможность сдавать экзамен или зачёт вне установленного учебной программой графика, то часть студентов могут просто не являться на экзамены. У нас уже была такая практика несколько лет назад. Мы ввели систему оплаты пересдач экзаменов и зачётов, и дисциплина значительно повысилась. Мы не имеем цели финансово преследовать студента, но это является для него своеобразным стимулом. Он же станет в будущем профессионалом, будет вынужден вовремя просыпаться и приходить на работу, должен будет выполнять требования начальника. И вот что важно. Если бы стоимость такого штрафа была 3 000 белорусских рублей, студенты баловались бы этими деньгами. Но мы, оценив ситуацию, установили нешуточные цены – до 20 000 рублей. Студент не хочет шутить с такими деньгами – он лучше потратит их на свои нужды
Кроме того, мы не сразу так наказываем человека – он может два-три раза допустить неудачу на экзамене, но после третьей уже вынужден будет заплатить.

Мифы о частных вузах, которые стоит развенчать?

Многие люди ошибочно расценивают понятие «частный вуз». Я уже писал в газете «Звезда» статью о том, что в нашем вузе не ходит капитал. В настоящее время этот термин используется в рамках Гражданского кодекса, который оперирует понятиями государственная собственность и частная собственность. Институт предпринимательской деятельности носит характер Народного института. Почему? Потому что здесь нет частного капитала. Возникает вопрос - откуда тогда берутся деньги? Это деньги наших студентов и их родителей, которые мы преобразовываем в социальный капитал каждого студента. То есть ИПД – обычный социальный проект. Если вы поедете в Стенфордский университет в США, вы убедитесь, что наша и их модели совпадают. Правда у них столетняя история, поэтому их наука приносит им большие доходы. Но на науке может зарабатывать любой вуз, а на образовании не может заработать никто.

Второй распространённый миф в том, что в частный вуз легко поступить и учиться там проще. Абсолютно не согласен! Да, проходной балл у нас несколько ниже, но это не отменяет трудностей при поступлении.

Кроме того, вуз проверяют государственные экзаменационные комиссии из 20 и более человек, состоящие из представителей независимых государственных структур, которые проводят экспертизу уровня знания студентов. Поэтому у нас оказаться отчисленным можно проще, чем в госвузе. Четыре часа пропусков, двойки по предметам – и мы можем попрощаться со студентом.

Но такая строгость приносит свои результаты. По высшей математике мы добились поразительных успехов. Двоек – единицы по всему вузу. Мы каждого научили решать матрицы первого и второго порядков, различные системы уравнений, брать интегралы, дифференциалы. У нас строгий контроль за успеваемостью, посещаемостью и дисциплиной на занятиях. И студенты с этим согласны, если судит по опросам, проводимым в ИПД.

РекторатСамая популярная специальность в ИПД?

По набору 2008 года популярностью пользуются все специальности. И так поставлена наша профориентационная деятельность, что мы стараемся предоставить человеку то, что он хочет. Если он хочет заниматься коммерческой деятельностью и уже закончил колледж, то мы представляем возможность сокращённого обучения. Ну а если судить строго по цифрам, то наибольшей популярностью во время набора 2008 года пользовалась специальность «Коммерческая деятельность с товарами народного потребления» сокращённого срока обучения. То есть обычная торговля. Многие люди, успешно, я уверен, в этой сфере работают и эта специальность им наиболее интересна. Но также значительный интерес наблюдается и к маркетингу, и к иностранным языкам, и к туризму. Мы не стараемся создать невероятный ажиотаж и конкурса, тем более, что само понятие конкурса исчезает из белорусской системы образования.

Частный вуз и не должен предоставлять общежитие своим студентам. Тем не менее, может, студентам ИПД можно будет хотя бы в далёком будущем на это рассчитывать?

У нас было своё общежитие. Но, к сожалению, строительный бум последних лет в Минске привёл к тому, что наше общежитие забрал себе Строительный Трест. Мы обращались с просьбой выделить нам общежитие в Студенческом городке, но государственные вузы имеют преимущественное право на получение площадей в строящейся Студенческой деревне.

Но мы пытаемся найти другие пути, и в будущем можно надеяться на более глубокое понимание нашего социального проекта, коим является Институт предпринимательской деятельности. А студентам ИПД можно будет надеяться на место в общежитии.

Поделитесь планами ИПД на будущее (новый корпус, новая специальность, новый уровень). Какие задачи ставите, какие задумки уже начали реализовывать?

У нас есть собственный бизнес-план на перспективу развития шести уже имеющихся специальностей, но новых в ближайшем будущем вводить не будем, так как объёмы вуза не позволяют расширить их список. В прошлом году мы набрали студентов на новую специальность «Экономика и управление туристской индустрии».

У нашего вуза заканчивается подростковый возраст - нам уже 16- и начинается юношеский. Мы планируем чутко реагировать на изменяющуюся экономическую обстановку, и исходя из этого, подстраивать содержание образования, модель образования, и перечень специальностей, стратегию развития. Возможно, в ближайшее время мы изменим структуру факультетов и введём систему менеджмента качества по примеру Белорусско-российского университета, Белгосуниверситета, Белорусского государственного экономического университета, который является лидером образования в экономической отрасли.

Блиц-опрос:

ИПД

  • Сколько баллов, как ректор, Вы поставите своему вузу по 10-балльной?
  • Пока что 7 балов. Но только из-за отсутствия собственных площадей.

  • Высшее образование – это бизнес?
  • Нет, высшее образование не имеет никакого отношения к рыночной системе.

  • Профессиональные праздники выпускников вуза?
  • День переводчика, День кооперации, День экономиста.

  • Предмет (явление) гордости ИПД?
  • У нас чёткая структура управления университетом и структура самого вуза, которая работает, как часы.

  • Какие вузы можете считать примером для подражания?
  • Белорусский государственный университет и Белорусский государственный экономический университет.

  • Планируется повышение оплаты обучения в ближайшие полгода?
  • Нет, резких скачков в повышении оплаты не будет. Разве что произойдут резкие скачки в экономике, в чём я сомневаюсь. Мы повышаем оплату в рамках планомерной индексации цен в размере 6%, установленной Министерством экономики.

оплата за обучение 3 миллиона

Аватар пользователя Студент

оплата за обучение 3 миллиона - в год? в месяц? неделя? семестр?
а на счёт общаги жаль конечно.

------------------------------------
- К черту статистику, нам нужны имена, адреса, телефоны!

высшее образование не имеет

Аватар пользователя silverfog

высшее образование не имеет никакого отношения к рыночной системе - а для такого ВУЗа было бы логично Smiling

"Мы каждого научили решать

Аватар пользователя Гость(я)

"Мы каждого научили решать матрицы первого и второго порядков, различные системы уравнений, брать интегралы, дифференциалы. "
Матрица первого порядка [4], второго, к примеру - diag{1,1} , что означает решать матрицы такого порядка? брать интегралы, основам дифференцирования учат еще в школе...
Это достижения такие?

Сарказм - очень зря. А на

Аватар пользователя Alexandr_Perepelitsyn

Сарказм - очень зря.
А на математику, обычно, фетешируют потому, что ничего сложного еще не понято.

Сам являлся студентом этого института.
Могу сказать, что людей умнее, чем некоторые преподаватели там я не видел, хоть и работаю в интеллектуальной сфере труда уже третий год(конкретно - программист)

Цыбовский Виктор Леонидович - вряд ли этот человек хоть в чем-то не разбирается.Вел курс естесвознания, затронул, наверное, все возможные темы об устройстве этого мира. Смог рассказать, хоть инода и с ухмылкой, глядя на своих студентов, что же _действительно важного_ смогла сделать материалистическая наука за все время её существования. Кто поступит в ипд, обязательного ходите на его лекции.

Мароз Максим Олегович - читал курс экономики. Человек, который дал мне понять, что гуманитарные науки - наиболее сложные науки, сильно сложнее естественных. Слушать его лекции можно с открытым ртом: ясно объясняет сложные вещи, постоянно приводит примеры. По ходу чтения курса экономической теории затрагивал многие философские вопросы и историю. Жаль, что он отчитал мне всего один курс, а потом экономику вел не он. Так же рекомендую не пропустить его лекции.