Перейти к основному содержанию

В школах нехватка преподавателей по физике

преподаватели по физике

В этом году в педагогических вузах на физфаки был недобор даже на бюджетные отделения. Если ситуация не изменится, скоро преподавать физику в школах станет некому, и предмет рискует исчезнуть из школьной программы, обеспокоены специалисты.
Физики не будет?

«Все школы выходят из ситуации по-разному, но в целом проблема существует. Пока физике в городе учат всех детей. Но есть школы, где работает всего один учитель физики. Стоит человеку заболеть, возникает нештатная ситуация, выходить на замену порой некому. Такого быть не должно, — рассказала завуч одной из школ Барановичей. — И если пока ситуация более-менее контролируемая, то спустя пару лет, когда уйдут пенсионеры, сложно представить, что будет».

В этом году наборы на физфаки провалили все вузы страны. Например, на физико-математический факультет Брестского университета им. Пушкина вместо запланированных 35 абитуриентов набрано было всего 15 человек, причем на специальность «Физика. Научно-преподавательская деятельность» не было принято ни одного человека, сообщил декан факультета Олег Котловский. К слову, в этом году факультет окончили 45 человек, что примерно в три раза меньше, чем поступило заявок на распределение.

На физический факультет педагогического университета Максима Танка было принято всего 29 человек, в то время как планировалось набрать 85. В прошлом году при плане приема 130 человек на обучение было принято 85, причем в связи с неуспеваемостью за год с факультета отчислены 20 человек. Не исключено, что из зачисленных во время нынешней вступительной кампании абитуриентов до выпуска дойдут не все.

Причина проста и печальна одновременно: документы на педагогические специальности подают абитуриенты с более низкими результатами централизованного тестирования. В этом откровенно признаются руководители педагогических отделений физфаков. Как отметил Олег Котловский, средний балл по физике у поступающих на специальность «Экономическая кибернетика» в этом году был выше, чем у абитуриентов педагогических специальностей.

Проблема угрожает превратиться в замкнутый круг: на физфаки педвузов идут самые слабые ученики, чтобы потом вернуться в школу и выпустить в будущем еще более слабых абитуриентов, которые, возможно, тоже пойдут в педагоги…

Начало конца

Как отметил репетитор по физике, проблема появилась не сегодня и не пять лет назад. Точкой отсчета стало начало девяностых годов, времена кризиса СССР.

«Из школ тогда увольнялись учителя, часто уходили лучшие, чтобы выжить и прокормить семью, — вспоминает репетитор Евгений Ливянт. — То, что происходит в школах сейчас, — это результат наметившейся более 20 лет назад тенденции».

Вначале проблемы снижения квалификации учителей и падение престижа профессии могли заметить лишь люди, близкие к системе образования. Убедиться в том, что все очень серьезно, общество смогло лет 6—7 назад, когда проходные баллы в педагогические вузы стали предельно низкими.

«Брали тех, кто больше не смог никуда поступить. А сейчас в педвузы идти не хочет вообще никто, — отмечает преподаватель. — В системе образования уже не кризис, а начало развала. Ни для кого не секрет, что проблемы есть и в дошкольном образовании. Через некоторое время то же ждет и школы, где пока студенты и пенсионеры закрывают часть вакансий».

По словам Евгения Ливянта, весь драматизм ситуации в том, что проблема не признается на официальном уровне. Для сравнения учитель приводит сферу строительства, где сегодня тоже не все гладко.

«Но здесь постоянно проходят какие-то совещания, кого-то наказывают, лишают должностей. В общем, что-то движется, а в образовании — тишина. Как будто мы никому не нужны. Может, так и есть», — рассуждает Евгений Ливянт.

По его словам, ситуация с каждым годом все ухудшается, а значит, хотя бы вернуть образование на уровень 20-летней давности будет тяжело. Говорить же о передовой системе образования вообще не имеет смысла. Ведь школьная физика — это не только формулы, задачи, законы: это почва для подготовки высококвалифицированных инженеров, которые незаменимы в строительстве, машиностроении.

«В конце концов, атомную станцию мы строим. Представляете, чем грозит использование там труда инженеров-недоучек? — рассуждает педагог. — Кто знает, может, и отрасль деревообработки не получается модернизировать, потому что уже сейчас мы столкнулись с нехваткой хороших инженеров, способных предлагать и реализовывать идеи? Мировые рейтинги уровня среднего образования возглавляют страны с модернизированной экономикой: Япония, Корея, Китай. А у нас не будет модернизации без изменений в системе образования».

Нам предстоит жить в обществе людей, большинство из которых не могут установить элементарных причинно-следственных связей, существуют в мире иллюзий.

«И это очень страшно: у страны, где нет нормальной системы среднего образования, нет будущего», — резюмировал Евгений Ливянт.

Ольга Песковская, преподаватель физики средней школы №9: «Еще месяц, и больше такого режима работы я не выдержу»

— В конце сентября получилось так, что второй преподаватель физики, с которой мы работали в паре, уволилась. Я осталась одна почти с 40 часами нагрузки в неделю в 17 классах. Сказать, что я выматываюсь на работе, — это ничего не сказать.

В школе я каждый день с восьми до пяти часов, у меня минимум шесть уроков в день. А это колоссальная нагрузка. Было даже такое, что голос пропадал и я вообще говорить не могла. Первое время, когда я только начала работать одна, просто приходила домой, ложилась на диван и встать от усталости не могла. А ведь у меня дочка пятилетняя, с ней и поиграть нужно, и позаниматься, и поделки-рисунки для садика сделать. Скоро придется выбрать: либо работать на совесть, но не с такой нагрузкой, либо вообще уйти.

Занятия у меня обычно до часа или до трех, в оставшееся до пяти часов время я проверяю тетради. Поначалу, если не успевала все в школе проверить, тащила стопки домой. Но потом отказалась от этого: так я своего ребенка вообще не вижу. К урокам на завтра тоже стараюсь готовиться в школе. Но иногда приходится часами составлять самостоятельные работы.

Хотела бросить все и найти другую работу. Но уйти в середине учебного года не могу. Кто-то же должен с детьми работать, а пока нового учителя найдут, не один месяц пройти может. Работать в таком режиме безумно сложно, я не помню даже, когда нормально обедала: из кабинета не всегда выйдешь. Я уже попросила администрацию найти еще одного физика, потому что максимум — месяц, больше такого режима я не выдержу, работать на износ не смогу.