Перейти к основному содержанию

Великий и Ужасный Пастрана

Наверное, прикольно, когда в 24 года тебя называют грозой фристайл мотокросса и легендой мирового спорта. Правда, в этом нет ничего удивительного… если на мотобайк ты впервые сел в 3 года. Самый титулованный мотофристайлер американец Трэвис Пастрана в седло сел чуть позже, чем научился ходить.

Когда Пастрана на байке, никто не осмелится предсказать, что он выкинет в следующий момент. «Непредсказуем, изобретателен, отважен, гениален» - журналисты и знатоки всего мира захлебываются в высокопарных эпитетах. Однако когда этот малый расплывается в своей фирменной улыбке до ушей трудно поверить, что перед вами монстр, супермашина, который передвигается на двухколесном агрегате увереннее, чем на своих двух. Кажется, что все привычные для простого смертного фобии: страх высоты, страх скорости и прочие страхи ему не знакомы, а инстинкт самосохранения отсутствует напрочь.

А чего ему бояться? Однажды он уже вернулся практически с того света. В 14 лет, неудачно совершив прыжок с рампы, Трэвис почти на две недели впал в кому. Травма была тяжелейшая, его случай был отмечен в учебнике по медицине – он стал третьим человеком в США, кто когда-либо выживал в подобной ситуации.

Однако Пастрана с нами, этот коронованный король в неизменной бейсболке, мистер 199 (именно этот номер он упорно навешивает на всех своих двух и четырехколесных приятелей) совершил революцию в мировом фристайл мотокроссе и, судя по всему, наделает еще дел в прочих экстремальных видах. Кстати, своим знаменитейшим двойным бэк-флипом Пастрана уж точно застолбил себе место в истории – его достижение до сих пор никому не удалось повторить. Да, и он сам признается, что во второй раз вряд ли пойдет на это.

Впервые чемпионом мира он стал в 14 лет, ну, а дальше медали начали сыпаться на него золотым градом. Сегодня у него их столько, что, если бы ему взбрело в голову устроить себе стену Гордости, эта самая стена своими размерами напоминала бы Великую Китайскую. Точное количество регалий, наверное, знает только мама Трэвиса.

Трэвис__.jpg

Покинув в этом году мотофристайл, Пастрана решил переключиться на тот вид спорта, где, по его словам, ему будет не менее весело – ралли. Он ждал этого момента и все продумал: уйти без титула чемпиона главной битвы фристайлеров мотокросса – мировой серии Red Bull X-fighters было бы как-то не по-королевски. В прошлом году Трэвис реализовал задуманное и со спокойной душой сосредоточился на выступлениях в ралли.

О жизни после мотофристайла Трэвис рассказал в своем интервью по телефону:

- Приятель, после того, как ты перестал взмывать в небо на байке со своими сумасшедшими трюками, неужели теперь тебя можно застать вечерком перед телевизором в спортштанах жующим попкорн?
- (Смеется) Спорт – это моя жизнь, и то, что я официально завязал с мотофристайлом, совершенно не означает, что я не сажусь в седло практически каждый день. Я – самый не-отошедший от дел бывший райдер в мире!
- Сильно ли отличается твой обычный день сейчас от тренировочного дня действующего райдера?
- Ну, скажу так: в качестве релаксации 100-километровая прогулка на байке мне вполне подойдет. Правда, еще у меня всегда с собой баночка Ред Булла, чтобы энергии и сил хватило на такого рода прогулку. В любом случае отдых для меня – это тот же спорт, только для себя, для удовольствия.
- Тот твой двойной бэк-флип* в 2006 году до сих пор вызывает бурю эмоций и считается величайшим достижением в твоей карьере. Ты сам как думаешь?
- Тот трюк больше всего впечатлил людей, которые его видели. Так редко бывает, когда толпа видит и понимает, что мы, атлеты чувствуем каждый раз, когда пытаемся совершить нечто новое. У меня в карьере было много классных трюков, но двойной бэк-флип был уникален, такой энергетики зрителей, как тогда на стадионе, я больше не испытывал.
- Ты подчеркиваешь, что главной твоей победой стала победа в Red Bull X-fighters в 2007 году. Вспомни свое первое выступление в Мадриде в 2004?
- Я в то время редко выбирался за пределы США. Как правило, о турнирах за океаном мне рассказывают фаны или промоутеры. И уж очень редко, когда подходят другие райдеры и, не скрывая эмоций, рассказывают, как круто выступить где-то. Об X-fighters мне рассказал Кенни Бэртрам , он заразил меня своим энтузиазмом, я сказал о соревнованиях своему агенту, который был просто в шоке, что я сам (!) предложил ему выехать из страны.
- Ты стал легендой в мотокроссе, а теперь строишь карьеру в авторалли, и вот здесь-то совсем иные требования: твои победы и поражения зависят не только от тебя, но и от второго пилота, с которым ты в команде и которому ты должен слепо доверять. Трудно было перестроиться?
- Самое трудное было переключиться с того принципа, которым я всегда руководствовался в мотокроссе: полная концентрация на себе и своем выступлении. В ралли все совершенно по-другому. Мне нужно ловить каждое слово и следить за действиями напарника, иначе мы просто разобьемся.
- Сам то ты себя считаешь хорошим партнером? Умеешь доверять другому или ты один из тех нытиков, что сидят за спиной у товарища и пытаются делать ему замечания и критиковать его действия?
- Скажу честно: я отвратительный пассажир. Чем круче водитель, тем страшнее становится. Мне,не неспокойно, когда за рулем не я.

Чем гордится Трэвис Пастрана:

• Многократный победитель X-Games (аналога Олимпиады в экстремальном спорте)
• 4-кратный победитель серии Red Bull X-fighters
• Единственный в истории райдер, исполнивший двойной бэк-флип (Лос-Анджелес, 2006)
• Многократный победитель этапов Ралли Америка

*Бэк-флип – круговой оборот по вертикальной оси


А судьи кто?

X-fighters. Формат выступлений. Правила и судейство.
На соревнованиях Red Bull X-Fighters в начале выступают десять приглашенных гонщиков. Они могут совершать прыжки с любой из разных рамп. Пять судей оценивают выступления, и по результатам двух квалификационных раундов три лучших гонщика выходят в финал.

x-fighters____.jpg

1-Й РАУНД: КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ
Каждому гонщику на заезд отводится 120 секунд. Число показанных трюков и выбор рамп полностью зависят от гонщика. Судьи выставляют оценки после каждого заезда, а потом пять лучших гонщиков выходят во 2-й раунд.

2-Й РАУНД: ТРОЕ ИЗ ПЯТИ
Претенденты выезжают в соответствии с их результатами в 1-м раунде, но в обратном порядке. У гонщиков опять будет по 120 секунд, чтобы показать себя судьям и публике, а судьи выставляют свои оценки сразу после каждого заезда. Три гонщика, получившие в общей сумме самое большое количество очков, выходят в финал.

ФИНАЛ: 150 СЕКУНД
Финалисты опять выезжают в соответствии с их результатами в предыдущем раунде, но в обратном порядке. В отличие от двух квалификационных заездов, у каждого из гонщиков будет две минуты на выполнение прыжков. Пять судей выставляют оценки после каждого заезда, однако результаты станут известны только на церемонии награждения.

СУДЬИ И СУДЕЙСТВО
Пять судей ответственны за выставление оценок десяти гонщикам. Каждый из пяти судей оценивает отдельный аспект заезда каждого гонщика.

Например, на этапе в Мексике судейская бригада была следующей:
Судья №1 Энди Белл (главный судья) Сложность и техническое исполнение трюков
Судья №2 Дрейк Макелрой Разнообразие трюков и использование курса
Судья №3 Пабо Карилло * Стиль гонщика и зрелищный аспект
Судья №4 Джимми Вербург Общее впечатление от заезда
Судья №5 Эулалио Лопес Зотолуко Мнение зрителей: оценка реакции толпы

Каждый судья может присудить каждому гонщику и заезду до 20 очков (с точностью до половины очка). Общая сумма пяти оценок составляет общее количество очков, набранное гонщиком. В случае одинакового количества очков, набранных двумя гонщиками, решающим фактором будет большая оценка, выставленная главным судьей. Если при этом все равно остается ничья, решение будет принято главным судьей.

* Пабло Карилло ведет телевизионное шоу на канале FOX sports, а также радиошоу. Он очень сильно увлекается корридой и мотоспортом.
** Эулалио Лопес Зотолуко: знаменитый тореадор (матадор-легенда) – он мог бы сам устроить целое выступление.

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ СЛОВ О СУДЕЙСТВЕ
Почти никакой другой вид спорта не развивается быстрее, чем вольный стиль мотокросса. Почти на каждых соревнованиях гонщики демонстрируют новые трюки и новые комбинации уже известных прыжков. Прыжки, которые еще в прошлом году считались невозможными, сейчас являются частью обязательной программы.

Перед судьями стоит сложная задача: они должны за несколько секунд понять, что гонщик показывает новый прыжок, и оценить его исполнение. Поэтому большая часть из пяти судей, входящих в состав жюри соревнований Red Bull X-Fighters, являются активными гонщиками и приверженцами вольного стиля мотокросса. Судьи являются важной составляющей частью шоу, как, конечно, и зрители, чье мнение начиная с соревнований в Мехико-сиити будет иметь важное значение. Это объясняется тем, что один из пяти «судей» фактически будет «рупором зрителей», чье мнение будет выражено посредством оценки, зависящей от интенсивности энтузиазма болельщиков.